Трассы Павла Колоедова
Бобслей стал для нас совершенно свойским видом спорта очень недавно, пожалуй, временной этот отрезок можно уложить в привычное для нас определение – за пятилетку. Спорт санный – тот к нам поближе, всё-таки гремела и на весь СССР, и на весьма дальнее зарубежье слава трассы в Братске, построенной стараниями Братскгэсстроя и его главы Ивана Ивановича Наймушина в 1971 году. За три месяца эту бетонную махину – змеящийся по горе Пихтовой жёлоб в 1200 метров протяжённостью – отстроили «под» грядущую Олимпиаду в Саппоро. Вскоре стал наш северный город «поставщиком» саночников на всевозможнейшие, всех рангов и уровней, соревнования. Валерий Дудин стал на Олимпиаде-1984 в Сараеве бронзовым призёром. Была там и наша Наталья Лисица, занявшая в споре саночниц десятое место. Лиха беда начало, да с этого дебюта и началось «олимпийское» вторжение братчан. В том числе и учеников Колоедова, почин тут за Эдуардом Бурмистровым, из самого первого его набора пробившимся на Олимп.
Теперь вот, на наших глазах (оглядываться далеко не приходится!) то же самое в бобслее происходит. Первый в сезоне 2004-2005 годов учебно-тренировочный сбор российские бобслеисты-сборники проводили, кстати, в лагере, организованном Колоедовым на берегу Байкала, в устье реки Снежной. Опыт был признан более чем удачным, прежние одиночные «выстрелы» успехов в том сезоне сменились их настоящей «очередью». С той поры эти тренинг-кампы стали традиционными (подсчитано на всякий случай, что дюжина заслуженных мастеров спорта через них прошла!).
Уж так случилось, что с детства прикипел Паша Колоедов к спорту, к игровым его видам, ко всему без исключения, что летит-катится-крутится. С одной стороны, удивительно вроде бы, что мимо санного бума в Братске «проскочил» (возраст-то к моменту открытия трассы был вполне подходящим – 13 лет), но другое занимало – всё, с мячом связанное (баскетбол, футбол, волейбол…), но место особенное было отведено шайбе, хоккею.
– После службы в армии пригласила к себе Римма Ивановна Куприянова, главная в братском спорте (председатель горспорткомитета): «Приходи работать в сани». Она – личность сейчас уже легендарная, тогда была личностью, без преувеличения, государственной, считай, её и область, и Россия, и Союз знали. Но – «упёртый мальчишечка, я о другом мечтаю». Года не прошло, она своё предложение повторяет. Тут я согласился – в мае человеком семейным стал, а Куприянова квартиру пообещала… И, кстати, очень скоро своё обещание выполнила, недолго я без жилья мучился. Вот тогда стал я саночником, точно говоря, 4 июня 1980 года.
В Братске тогда можно было весь санный интернационал наблюдать — команды в совершенно не представимых до недавних пор экипировках, смешение языков, обычаев. Извечные заторы у багажного терминала в аэропорту: загрузка саней. И едва ли не каждый второй местный тренер работал именно в санях: в спортклубе «Братск», в «Буревестнике», «Спартаке», «Урожае», «Трудовых резервах», «Динамо», числом около шести десятков!
— Может быть, мне то помогло, что не было у меня того опыта, который уже был у многих, я своими, «свежими», глазами на многое смотрел. Не стал, кстати, напрягаться насчёт того, что в графе «спортивное звание» у меня навсегда застряло «Б/Р» — без разряда. Ну, упёрся бы, за пару-тройку лет мог бы «мастера» выполнить, да зачем было время терять? Делом занялся: для своего первого набора я буквально весь город вдоль и поперёк прошёл. Просмотрел тысячи ребят, а через зал, через санки сотни их проверил.
И учился при этом Павел Васильевич без устали. Благо, было у кого – у того же Вячеслава Александровича Величко, тогда уже мэтра в санях (переквалифицировался в них переехавший в Братск москвич, кстати, из… лыжников), тренера Валерия Дудина. Но к нему как подступиться, да и занят был Величко многими другими хлопотами, в том числе и по сборной Союза… Однако вцепиться Колоедов мог в кого угодно, до души вытрясания в бессонных ночах в гостиницах. Крепко сдружился с Климом Гаткером с Украины, ещё в 1975 году ставшим заслуженным тренером по саням. (Гаткер, кстати, сейчас с американской сборной саночников работает, дружба-сотрудничество с ним продолжается). Надоедал всем в сборной Союза, не обращая внимания на косые взгляды, знал, что просто так никто не расступится. Ходил на тренировки немцев, были они этим очень недовольны, но, по поговорке, «гонят в дверь, а мы в окно». Вспомнил единомышленника Витю Седова, он из Минска приехал: «сломался» на трассе, а работать хотел неимоверно.
Тут ведь отдельной строкой: сани – технически сложный вид спорта. Это к вопросу об инвентаре, о том, как его добывать приходилось. Предположим, своя самодеятельность: сани ставятся на ролики, чтобы в межсезонье можно было тренироваться. Другая инициатива, исходившая из того, что союзные территории должны участвовать в Спартакиаде народов СССР по полной программе. И кому, предположим, нужны потом сани в Улан-Удэ? Республика на Спартакиаде отметилась, «галочка» проставлена, на четыре года можно о санях забыть. Простейшие они были, конечно, но для пацанов-то в самый раз! Дальше – больше: купили у опытных спортсменов кучу полозьев, поставили на старые сани. А вскоре покупали сани у членов сборной, так, спустя два года после начала своей санной – жизненной – трассы, целенаправленно отправился Колоедов в Латвию…
А тут уже и свои лидеры определились – Бурмистров, Гулин… За пять лет работы с первым набором довёл их Колоедов до сборной. Пришло время «новой волны», и повторения пройденного, и новых высот, с осмыслением пережитого с первыми учениками, теперь уже «кое-что» – по определению Павла Васильевича – знал. Вот — Чабан, вот — Клементьев, призёры чемпионата мира, участники Игр…
Закон перехода количества в качество, кажется, ещё никто не отменял? При, без преувеличения, великом количестве спортсменов да при гигантских объёмах работы можно было и «выхватить» перспективу, и работать на неё. К тому же теперь уже Колоедову начали подающих надежды передавать.
В раннем возрасте стал Колоедов заслуженным тренером РСФСР (как видите, чуть больше 32 лет ему было), следовательно, нужно упомянуть, что звание это было присвоено за победу в комплексном зачёте VII зимней Спартакиады народов СССР. Всё в той же Сигулде она проходила, стала последней в истории…
Очень не любит Колоедов своих учеников по «успешным-неуспешным» разделять. Да, табели о рангах должное, конечно, отдаёт. Но статья особенная – Александр Зубков. (Признаётся автор этих строк, что и сам он к Саше, простите за фамильярность, очень неравнодушен… Профессионально, конечно). Настоящий атлет, в официальных протоколах его так характеризуют: рост – 188 сантиметров, вес – 107 килограммов. Более чем отменно начинал в санях, «прокатил» две Олимпиады. А потом…
— Честно говоря, — признавался Зубков, — я после Солт-Лейк-сити не очень представлял, что дальше в санях делать. Стал в одиночке двадцатым (двойка наша с Чабаном ещё раньше сама собой распалась, со временем мы в сани просто по габаритам не вписывались, росли-мужали). Тупик.
И тут очень вовремя приспело предложение президента Федерации бобслея и скелетона России Валерия Лейченко (также братчанина, увы, в позапрошлом году скоропостижно скончавшегося) попробовать себя в пилотировании боба. Естественно, санный опыт при том просто бесценен, но бобслей-то требует очень многих иных качеств…
Взлёт Зубкова и его экипажей был просто стремителен. Да, на старте бобслейной карьеры ему приходилось видеть спины очень и очень многих соперников, занимать на тех же этапах Кубка мира «надцатые» места. Сегодня русских (читай – Зубкова и его команды), безусловно, опасаются и немцы, которые в большинстве случаев прежде диктовали на трассах всего мира свои условия. Был триумф в розыгрыше Кубка мира-2005, «серебро» в Турине… И было 3 января 2007 года: разрыв на тренировке ахиллесова сухожилия, безотлагательная – спустя 6 дней – операция в Нюрнберге, при этом речь в первую очередь шла о спасении ноги, не о продолжении спортивной карьеры.
И состоялось в уже минувшем сезоне триумфальное возвращение Александра Зубкова. Но за так легко написанной строкой – мучительнейшие переживания, метания души и работа поистине адская, чтобы вновь на трассах Америки и Европы на первых строчках информационных табло высвечивалось имя нашего земляка.
В нашей стране, в подмосковном Парамонове, в конце февраля вступила в строй действующих первая искусственная санно-бобслейная трасса, в торжественной церемонии принимал участие избранный Президент России Дмитрий Медведев. В числе дававших ему объяснения был и Зубков. А ещё Александр (этот факт не столь известен) побывал в Ванкувере, который в 2010 году примет Игры ХХI зимней Олимпиады. Сейчас Зубкову 34 года. Возраст расцвета для пилота, между прочим…
— Получается, что не зря я жизнь прожил, — улыбается Колоедов (а делает он это просто шикарно, широко и ослепительно). – По пословице, дом построил, деревьев насажал, только вот с сыном немного не в тему. Три дочери у меня. Но зато внуками прибавляюсь, от старшей их уже трое!
Тут, естественно, его прекрасную половину непременно вспомним, милейшую Галину Владимировну. Ей одной, наверное, в полной мере знать, каково было (и есть) тянуть на себе весь воз семейный, покуда неугомонный муж большую часть жизни пребывал где угодно, только не у домашнего очага (очень тёплого, между прочим).
— …Да не всю жизнь, конечно, — тут же и оговаривается Колоедов.
На крутых виражах трасс уже заявили о себе преуспевающий в чемпионатах и на этапах Кубка Европы пилот Алексей Горлачёв, чьими стараниями три года назад на этапах Кубка мира Россия получила право быть представленной тремя экипажами (такое право только настоящие страны-лидеры раньше имели – Германия, Швейцария, Америка да Канада). Отменно набирает скорость экипаж юниора Александра Касьянова («бронза» первенства мира-2008), в разгоняющих у которого (впрочем, у Горлачёва тоже) зиминец Денис Моисейченко, воспитанник недавно ушедшего от нас Владимира Караченцева. Ну а Денис Зинченко заметен пока в не очень «раскрученном» у нас скелетоне (посадка в санях – головой вперёд), а это тоже олимпийская дисциплина.
Вот ещё что интересно: Эдуард Бурмистров сейчас в тренерском штабе российских саночников, Даниил Чабан – в таком же подразделении отечественных скелетонистов. По две Олимпиады на счету у каждого из них как спортсменов, а теперь добавлен опыт Турина уже в качестве наставников.
Тут-то и не повторим бездумно: «везунчик Колоедов». Невеликий каламбур – «везёт тем, кто везёт». В отношении к Павлу Васильевичу ещё одна расхожая фраза вспомнится – «сани сами не едут».
4 марта 2008 года Указом Президента России В. Путина П. В. Колоедов был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» – эхо Олимпиады в Турине.
24 марта Павел Васильевич отметил юбилей – пятидесятилетие. Веха на жизненном пути.
А жизнь – продолжается.
На снимке: П. КОЛОЕДОВ
Павел Васильевич Колоедов. Родился 24 марта 1958 года в Братске. Заслуженный тренер РСФСР по санному спорту. Признан одним из лучших тренеров Иркутской области ХХ столетия. С 1983 по 2003 год – старший тренер Иркутской области по санному спорту. С 2003 года – старший тренер Иркутской области по бобслею и скелетону. Работает тренером в Иркутской областной школе высшего спортивного мастерства. Подготовил 8 участников Олимпийских Игр. Наибольших успехов добились заслуженный мастер спорта Александр Зубков и заслуженный мастер спорта Альберт Демченко.