Наркосбыт без риска становится мифом
Практика привлечения к уголовной ответственности продавцов наркотических средств идёт уже «по накатанной».
Анализ приговоров, вынесенных районными и городскими судами в прошлом году, показывает, что в ста процентах случаев за сбыт наркотиков привлекаются граждане, для которых это занятие, мягко говоря, не в новинку. Ни разу место на скамье подсудимых не занял человек, который впервые, «случайно» сбыл несколько доз «дури». К относительно длительным срокам лишения свободы приговорены торговцы, либо находящиеся «на условном» за аналогичные преступления, либо те, у кого такая судимость недавно погашена. Остальные сбытчики, попавшие на скамью подсудимых, какое-то время находились в оперативных разработках и успели зарекомендовать себя среди наркоманов как источник получения губительного зелья.
Тем не менее многие наркоторговцы продолжают тешить себя иллюзиями, что принятые ими меры конспирации, придуманные легенды помогут завуалировать процесс сбыта дурмана и избежать наказания.
Елена Иванова, ранее уже судимая за вооружённый разбой и участие в преступном сообществе, занималась наркобизнесом в паре со своим сожителем Женей Заляевым. 37-летняя Иванова даже не догадывалась, что состоит на учёте в правоохранительных органах как поставщик наркотических средств. Она приняла, как ей казалось, все необходимые меры предосторожности, чтобы не попасть на крючок наркополиции. Гашиш подельники прятали в сугробе недалеко от места сбыта, возле одного из домов по ул. Мамина-Сибиряка. Деньги в руки брал Заляев, после чего подавал своей соучастнице, которая была его на 13 лет старше и не в пример опытней, сигнал об их получении. Затем покупатель шёл к Ивановой, а младший партнёр, как мужчина, брал на себя более опасную часть работы: доставал наркотики из тайника. Лишь удостоверившись, что их не «пасут», Иванова забирала наркотик у сожителя и передавала его покупателю.
Однако такая конспирация не помогла «сладкой парочке»: по приговору Свердловского районного суда г. Иркутска Заляев получил 6 лет «строгача», а Иванова – 8 лет общего режима. Её малолетний ребёнок остался без матери.
Не удалось уйти от ответственности и Оксане Васкевич. Шелеховский городской суд назначил ей пять лет лишения свободы за попытку сбыта ни больше ни меньше 0,03 грамма героина. В суде 40-летняя, нигде не работающая женщина утверждала, что сама является наркозависимой и совершенно случайно продала два «чека». Не помогло ей и заявление, что показания она давала во время «ломки», потому и «оговорила» себя.
Суд вполне обоснованно оценил эти показания как «способ защиты и желание уклониться от ответственности за особо тяжкое преступление». Было доказано, что Васкевич приобрела в Усолье героин общим весом 0,628 грамма, привезла его домой, расфасовала в 50 пакетиков («чеков») в среднем по 0,015 грамма и уже намеревалась торгануть ими по 150 рублей за дозу. Наркоманы, берущие зелье для себя, по «чекам» его не фасуют и «случайно» не продают. И если бы не работники правоохранительных органов, то оставшиеся 48 пакетиков с героином растворились бы в крови наркозависимых, а добытые преступным путём деньги были бы уже легализованы. Кстати, про свою наркозависимость женщина говорила правду. Несколько лет назад она была в связи с этим даже лишена родительских прав.
Ещё одна любительница лёгкой наживы – Ольга Старун. Девице едва исполнилось 20 лет, но она уже имела условный срок за сбыт наркотиков. Эта бизнес-вумен продавала, в отличие от Васкевич, аналогичные дозы не по 150, а по 50 рублей – в три раза дешевле (видимо, героин был с большим содержанием посторонних примесей).
Несмотря на свой юный возраст, сбытчица оказалась очень изощрённой. К своему бизнесу она привлекла наркоманку Анну Попову, которой, как указал суд, «обозначила порядок и условия данной деятельности». И если обычно старшие вовлекают в преступную деятельность младших, то в этом случае подчинённая оказалась старше «благодетельницы» на целых 10 лет.
Согласно преступному плану, Попова должна была находить клиентов, намеревающихся приобрести героин, и брать с них деньги. Когда сумма достигала 500 – 1000 рублей, она звонила Старун, и та назначала место встречи, где деньги обменивались на героин. С каждой тысячи рублей, вырученной от продажи наркотиков, Попова получала сотку или два «чека».
В тот злополучный день, когда их бизнес «накрылся», Попова находилась у себя дома. К ней пришла покупательница, и они вместе стали ожидать, когда за товаром обратятся другие наркоманы и у продавца на руках образуется сумма, которая бы заинтересовала «начальницу». Позвонил очередной клиент и сообщил, что готов купить героина на «штуку». Старун, узнав, что деньги «подбиты», назначила подельнице встречу – да не где-нибудь, а возле Шелеховского городского суда, где торговкам и был вынесен приговор. Когда их задержали наркополицейские, Попова «раскололась» сразу, а её видавшая виды «начальница» отрицала причастность к сбыту, уверяя, что случайно встретила знакомую на улице. Однако суд назначил Старун, как ведущей в преступном тандеме, пять с половиной лет, а её подельнице, с учётом смягчающих обстоятельств, – 3 года лишения свободы.
«Конспираторша» Ксения Сакович торговала героином через специальное отверстие в окне с выдвижным ящиком – как кассир в банке. В квартире обычно находились несколько человек, на руках у неё были перчатки. Недавно освободившись из мест лишения свободы, 30-летняя женщина совсем не хотела угодить туда снова. Они прикинула, что, если нагрянет наркополиция, то установить, кто из её домашних конкретно сбывал героин, будет непросто. Но её расчёты не оправдались. Опера снабдили «закупного» клизмой с красящим веществом. Когда сбытчица передавала в окошечко наркотическое средство, покупатель брызнул туда краской. В результате лицо виновной, выдвижной ящик и подоконник – всё было измазано специальной жидкостью. Теперь сомнения в истинной персоне сбытчика отпали.
С учётом того, что Сакович имела две непогашенные судимости, Свердловский суд г. Иркутска назначил ей 6 лет лишения свободы. Думается, если бы она, вместо того, чтобы торчать у окошка наркоточки, в своё время занялась легальным бизнесом, то, учитывая её смекалку, сегодня уже, наверное, смогла бы купить на льготный кредит квартиру и растила бы там со своим мужем детей.
Полное признание вины, наличие малолетних детей и болезней не спасли ранее судимых и злоупотребляющих наркотиками великовозрастных Николая Пащенко и Руслана Бирюкова, которым Свердловский суд г. Иркутска назначил 6 и 7,5 года лишения свободы соответственно. Причём за несостоявшуюся продажу (языком уголовного закона – покушение на сбыт) 0,4 грамма героина.
В то же время не следует думать, что суд упекает за колючую проволоку всех подряд, без разбору. Так, представители Фемиды Ленинского района г. Иркутска дали шанс стать человеком Алексею Ж., которому за хранение 3 граммов гашишного масла назначили два, а за попытку продажи 0,6 грамма «химки» – пять лет лишения свободы. В итоге наказание составило 6 лет условно. Обстоятельства дела, поведение самого Алексея дали суду основание считать, что у молодого человека, который пытается избавиться от зависимости, имеет постоянную работу и семью, есть шанс стать нормальным членом общества. Но если осуждённый хоть раз оступится, то составит компанию остальным героям этой публикации.