Старая сказка на новый лад
«Заинька, серенький, растаяла моя избушка ледяная. Пусти к себе в дом переночевать…» Вспомнили, как в одной из русских народных сказок хитрая лисица обманом попала в чужой дом, да и осталась там жить полновластной хозяйкой, выгнав доверчивого зайца на улицу?
Но не только в сказках такие «чудеса» происходят. Чёрной неблагодарностью рассчитались за добро с семьёй Легуновых теперь уже бывшие друзья Радовы (фамилии изменены).
Начало этой истории было положено 26 лет назад. Николай Легунов с женой Лидией приехали в посёлок Балаганск. Устроились на работу, жильё снимали. Своим домом обзавелись только через три года: в 1985 году молодым дали квартиру от предприятия «Сельхозхимия», где трудился Николай. Новоселье пришлось как нельзя кстати: Легуновы ждали прибавления семейства, дочку Олесю. В доме на улице Кольцевой спустя несколько лет родился и сын Никита.
Жили, как говорится, не тужили: работали, детей растили. В 2003 году Легуновы-младшие уехали на учёбу в Иркутск. В это же время начались проблемы со здоровьем у Лидии. Женщине требовалось постоянное наблюдение врачей, поэтому на семейном совете решили переехать поближе к районной больнице, в дом родственников на улицу Портовую. А в свою квартиру пустили пожить знакомых, Ирину и Сергея Радовых. Просто так, без денег, попросили лишь молодую пару оплачивать текущие коммунальные услуги и электричество.
Добротой Легуновых Ирина и Сергей пользовались целых четыре года. Прожили бы, наверное, «на халяву» в чужой квартире и ещё год-другой, да случилось несчастье – в феврале 2007-го Лидия Легунова умерла. Николай после похорон решил вернуться в родной дом, о чём и предупредил Радовых. А те вовсе не собирались покидать приглянувшиеся квадратные метры без боя. Предприимчивая молодёжь под предлогом того, что Легуновы долгое время не живут в квартире на улице Кольцевой, объявила её «ничейной». На руку им был и внезапно исчезнувший ордер на квартиру Легуновых.
Радовы обратились в местную администрацию: дескать, у нас двое малолетних детей, а этот дом пустует, так и дайте его нам, господа хорошие. Власти, как ни странно, пошли навстречу: не только зарегистрировали Радовых в квартире, но ещё и договор социального найма на жилое помещение с ними заключили. Хотя прав на это муниципалитет не имел: квартира на Кольцевой не являлась его собственностью, да и бесхозной не была.
Николай Легунов обратился в суд с иском о выселении Радовых и восстановлении своего права на жильё.
Ушлые Радовы наскоро состряпали встречную претензию – «в интересах несовершеннолетних детей». В судебном заседании супруги упирали на то, что в квартиру их пустила Лидия Легунова, которая уже умерла.
Долги, мол, были, мы заплатили, дом привели в порядок, сделали ремонт. И вообще, наш это дом, и баста! Аргументы эти, однако, органы правосудия не убедили.
Кроме того, нашлись свидетели, бывшие сослуживцы Николая, которые подтвердили, что в 1985 году ему от работы действительно выделяли жильё. Да и соседи показали, что семья Легуновых прожила в доме на Кольцевой не один десяток лет.
Регистрацию Радовых и договор социального найма Балаганский районный суд признал недействительными. Права Николая Легунова на жильё были восстановлены. Да только веру в людей уже не вернуть…