издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ренессанс образования

Российскую школу ждут большие перемены

– Уже третий год в стране реализуется национальный проект «Образование». За это время отношение к нему в обществе в целом и в учительской среде прошло несколько стадий осмысления. Скажите, те ожидания, которые на него возлагались, оправдываются?

– Одной из приоритетных задач национального проекта изначально было аккумулирование в системе образования средств всех уровней бюджетов.

В регионе эта задача успешно решается. Муниципалитеты нужно было как-то подвигнуть на выделение средств, более или менее достаточных для системы образования. Национальный проект стал своего рода толчком, стимулом, который позволил это сделать. В итоге, в прошлом году на 62% увеличилось софинансирование национальных проектов из муниципальных бюджетов, по сравнению с 2006 годом. На 22% увеличился объём ресурсов из регионального бюджета. А в нынешнем году предполагается ещё более серьёзное увеличение ресурсов муниципальных и региональных. Это достаточно серьёзные вливания в систему образования.

Но самое главное даже не в том, что образование наконец-то начали финансировать. Как нам кажется, меняется сама идеология, восприятие учительской профессии. Сегодня есть понимание, что работа классного руководителя – это серьёзно. Только за счёт федерального софинансирования нам удалось в прошлом году в среднем на 1150 рублей поднять заработную плату педагогам, которые являются классными руководителями. Это, между прочим, примерно 62% от общего числа учителей. Конечно, деньги не велики, но до сих пор и того не было.

Сегодня дают премии учителям по 100 тысяч рублей, а это уже серьёзные деньги, они стимулируют творческий рост, подталкивают их к активности. Педагоги выходят на форумы, на различные конкурсы, проводят мастер-классы, другие формы обмена опытом. Дело ведь не только в деньгах. Поднимается самооценка у тех, кто прошёл этот отбор, второе дыхание открывается. Директоры школ-миллионников говорят: да, миллион в школе – это само по себе здорово. Но главное, что такое признание поднимает творческий дух в коллективе, люди начинают верить в себя. Словно ветром свежим пахнуло. Это очень значимо.

– Тем более, что все помнят, какие тяжёлые времена были совсем недавно…

– Ещё несколько лет назад материально-техническая база школы практически не пополнялась. Я несколько раз объездила все муниципальные образования, и поверьте, мне есть с чем сравнивать. Педагоги помнят время, когда не выплачивалась зарплата. Настроение было совершенно безнадёжное.

Теперь ситуация поменялась. Был принят закон о нормативном финансировании. Ресурсы, которые поступают из Федерации, и те, которые выделяются в рамках региональных и муниципальных программ, существенным образом улучшили материальную базу школы. В этом году все они будут иметь компьютерные классы. Даже каждая малокомплектная школа получит хоть один компьютер. Сейчас, например, мы покупаем порядка ста компьютеров для малокомплектных школ Усть-Ордынского округа.

Сегодня можно с уверенностью смотреть в будущее и говорить о том, что система образования развивается. Таким образом, наш регион работает в том ключе, и в том пространстве, которое существует в России.

– Есть какие-то индикативные показатели, которые позволяют судить о том, как именно сказалась реализация национального проекта на системе образования?

– Например, в 2005-2006 учебном году 46% учебных заведений области реализовали собственные программы развития. А в 2007 году таких учреждений уже было 67%. В прошлом году побороться за миллион пожелали 217 учебных заведений, и 231 – в нынешнем году. Все они готовы работать в режиме развития.

Кроме того, 352 учителя области получили 100 тысяч рублей за вклад в образование и высокое педагогическое мастерство. В прошлом году среди победителей стало гораздо больше учителей начальных классов, историков и учителей физкультуры. Изданы сборники материалов из опыта лучших педагогов области. В 2007 году сто учителей, воспитавших талантливых и одарённых ребят, получили премии губернатора по 5 тысяч рублей. Из всех уровней бюджета были поощрены более тысячи педагогов. В 2008 уже подано 453 заявки на конкурсный отбор.

Но главный показатель нашей работы – успехи детей. Нужно сказать, что Иркутская область всегда была богата талантами. При ежегодной квоте в 25 человек, которую нам определила Москва, лауреатами премий президента стали 140 человек из Иркутской области. По 30 тысяч рублей получили 106 человек, и 34 человека – по 60 тысяч рублей. В 2007 году премиями губернатора в размере 5 тысяч рублей были поощрены 60 школьников. Софинансирование муниципальных бюджетов на поощрение лучших учеников составило 5 млн. рублей. В 2007 году в областной олимпиаде среди школьников приняли участие 1303 человека. В федеральном её этапе – 42 школьника. Из них 17 стали призёрами и победителями. Растёт успеваемость. Всё больше школьников занимаются дополнительным образованием.

– Завершена ли программа по подключению школ области к сети Интернет?

– На сегодняшний день все школы области подключены к сети Интернет. Теперь мы идём дальше. В области действует 16 ресурсных центров. Прежде всего они призваны дать возможность нашим педагогам повышать квалификацию, не выезжая за пределы своих территорий, поскольку для многих это серьёзная проблема. Кроме того, они служат серьёзным подспорьем во время проведения ЕГЭ. Сейчас идёт оснащение школ программным обеспечением за счёт средств федерального бюджета. Каждая школа получает по 52 лицензионных диска.

Есть два ряда проблем. Не всегда соблюдаются параметры доступа школ к Интернету, не выдерживается скорость. По ряду территорий бывают сбои при подключении, особенно в тех населённых пунктах, где телефонная связь неустойчивая, или есть только спутниковая связь. Трудности обозначены, Министерство образования о них знает. Вторая проблема регионального уровня. Нам сегодня необходимо научить учителей работать с информационными технологиями. Что там греха таить, сегодня зачастую ученики могут дать фору учителям в знании информационных технологий. Эта ситуация абсолютно понятна и логична. Но это серьёзная задача, над которой мы сегодня думаем и которую необходимо решать.

Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры