издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виртуальная близость

Государственные услуги станут доступны в электронном виде

На неделе администрация Иркутской области, клеймя чиновников за бюрократизм, объявила о планах передать часть их функций «Электронному правительству». Предполагается, что уже в этом году население региона сможет оперативно получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде. На реализацию проекта «Электронное правительство» в Иркутской области в период с 2008 по 2011 год власти рассчитывают потратить 414 млн. рублей из федерального и регионального бюджетов. Некоторые эксперты, опрошенные «Конкурентом», полагают, что сумма инвестиций для такого масштабного проекта несущественна и на выполнение всех запланированных мероприятий её может не хватить.

Автограф по сети

В этом году начинается работа по предоставлению населению и организациям юридически значимых электронных государственных услуг. Во вторник на открытии недели информатизации в Иркутске руководитель администрации губернатора Иркутской области Дмитрий Авдеев сообщил, что Иркутская область стала одной из пилотных площадок по реализации этого проекта. Уже построена «Система коммутации сообщений ситуационного центра губернатора Иркутской области», к которой подключены компьютеры и теле-, аудиооборудование в районных центрах области. Она позволяет обмениваться информацией, проводить телеконференции с руководителями муниципальных образований. «Это делает близким и доступным управление большими территориями», — подчеркнул Дмитрий Авдеев. Обладминистрация намерена присоединить все здания органов государственной власти к единой оптоволоконной сети. С помощью информатизации Авдеев предложил также «решать негативные вопросы, которые появляются при реализации административной реформы на местах».

В администрации пошли дальше: решили перевести в электронный вид общение между иркутскими чиновниками и населением отдалённых районов области. На базе «Системы коммутации сообщений ситуационного центра губернатора Иркутской области» планируется внедрить удостоверяющий центр для обмена значимыми юридическими документами. Это значит, что житель северного района области сможет отправить с компьютера требуемые справки, заверенные цифровой подписью, а не ехать с бумагами в Иркутск. Такие центры уже существуют в Бурятии и Якутии. Республики по-соседски предложили Иркутской области воспользоваться их удостоверяющими центрами. Однако начальник управления информационного и документационного обеспечения губернатора Иркутской области Николай Милюков заявил, что «все механизмы работы уже запущены, заказано оборудование для собственного центра».

Диалоговое окно

Сблизить власть и гражданина призвана система со сложным названием «Предоставление государственных услуг на основе сервис-ориентированной доверенной третьей стороны». Иначе говоря, система «одного окна», которую намерены распространить в городах области. Её функцию ёмко описал Дмитрий Авдеев: «Документы ходят, а человек не бегает от бюрократа к бюрократу». С начала 2008 года система работает в Шелехове. Как рассказала «Конкуренту» директор многофункционального центра по оказанию государственных и муниципальных услуг Шелеховского района Галина Сидорова, в первом квартале в центр поступили 1124 заявления, причём частота обращений постоянно растёт. Шелеховчанам пока доступны 18 услуг по социальной защите, технической инвентаризации и приватизации. С апреля в центре начали оформление земельных участков в кадастр. Все процедуры через центр проходят быстрее, чем обычно, отметила Галина Сидорова. К примеру, приватизация через систему «одного окна» сократилась с 60 до 40 дней. По информации Галины Сидоровой, в создание центра было инвестировано примерно 15 млн. рублей, на его содержание в 2008 году рассчитывают потратить около 8 млн. рублей.

В планах обладминистрации внедрить в этом году электронную систему социальных карт. Предполагается, что льготники смогут пользоваться госуслугами, получать положенные бонусы и пособия, вносить платежи с помощью этих карт. Пилотный проект запустят сначала в Ангарске, рассказал Николай Милюков. Здесь же рассчитывают продолжить развивать электронный приём платежей за жилищно-коммунальные услуги. Большинство ангарчан пока предпочитают вносить квартплату через банкоматы или почтовые отделения, через Интернет — лишь единицы.

Web-money

На реализацию проекта по предоставлению электронных государственных услуг населению в Иркутской области планируется инвестировать 414 млн. рублей. Сумму предполагается освоить в период с 2008 по 2011 год. Половина средств поступает из федерального бюджета, половина — из регионального. Как считает аналитик ИК «Финнам» Анна Зайцева, заявленная сумма вполне соответствует стоимости инвестиционного проекта, поэтому вполне логично ожидать, что он будет реализован до 2011 года в запланированном объёме. По её оценкам, стоимость технологий и оборудования, требуемых для реализации данного проекта, находится в пределах 290 — 310 млн. рублей. Столь высокий удельный вес объясняется тем, что в данном случае доля накладных административных и коммерческих расходов не так существенна в связи со спецификой государственного проекта.

Впрочем, по мнению директора Восточно-Сибирского филиала компании «АйТи» в Иркутске Валерия Ершова, один только проект по созданию системы социальных карт региона может стоить 300 млн. рублей, а создание удостоверяющего центра в масштабе региона — от 10 до 40 млн. рублей. Получается, что на остальные мероприятия — создание системы «одного окна», внедрение электронного документооборота в органах госвласти и муниципалитетах и другое — остаётся всего порядка 100 млн. рублей. Этого может не хватить на реализацию всей программы, считают эксперты. «Так что сумма в 414 млн. рублей, названная администрацией, отнюдь не кажется завышенной, — отметил Валерий Ершов. — Но чтобы точно оценить соответствие суммы инвестиций списку заявленных IТ-проектов, необходимо увидеть эскизные проектные решения по каждой теме».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры