издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Во имя благополучия семьи

В прошлом году в Иркутской области на свет появились на четыре с половиной тысячи больше малышей, чем в позапрошлом. Как свидетельствует статистика, Сибирь вообще обгоняет центральную Россию по уровню рождаемости. Положительный по своей сути факт, однако, полностью не определяет демографическую ситуацию, зависящую от многих других условий. Не в последнюю очередь — от репродуктивного здоровья семьи как основы благополучия новых поколений россиян. Эта тема была главной на «круглом столе», инициаторами которого выступили ведущие российские гинекологи, акушеры, андрологи: доктора медицинских наук В. Радзинский, А. Тихомиров, Т. Назаренко, П. Щеплев, А. Палеев, Е. Уварова.

Они пригласили к разговору своих коллег из крупных городов Си-бирского федерального округа: Кемерова, Барнаула, Красноярска, Новосибирска.. От нашего региона в работе «круглого стола» приняла участие заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Иркутского государственного медицинского университета, профессор, доктор медицинских наук, главный акушер-гинеколог областного департамента здравоохранения Наталья Владимировна Протопопова. В эксклюзивном интервью «Восточно-Сибирской правде» она сказала:

— Хотя обсуждение проходило в электронном варианте, от этого вопросы, включённые в повестку дня, не стали менее актуальными. И среди них один из самых болезненных и дискуссионных:

Аборт – горькое знамение дня

— Мысль, прозвучавшая со всей определённостью: если мы не прекратим делать аборты в таком количестве, как сейчас, нам никогда не удастся улучшить здоровье наших женщин. С этим суждением не поспоришь. Растущее число абортов — горькое знамение дня.

Мы проанализировали прошлогоднюю статистику: родились в Ир-кутской области больше 34 тысяч малышей, но столько же выполнено и абортов.

К ним наши женщины, увы, привыкли относиться как к будничной неизбежности. Между тем, с медицинской точки зрения, аборт – серьёзная операция, влекущая за собой чуть ли не самый высокий процент осложнений. Врачебная практика свидетельствует: у большинства женщин, страдающих бесплодием, в прошлом был аборт. Самопроизвольные выкидыши при ранних сроках беременности в своём большинстве вызваны той же причиной.. По нашим же данным, в минувшем году случилось более 5 тысяч таких трагедий, на свет могли бы появиться ещё 5 тысяч желанных малышей, но вот вместо радости – горе.

Так, может быть, исключить аборты вообще из медицинской практики? Этот вопрос на заседаниях «круглого стола» был чуть ли не самым дискуссионным. Но лишить женщин легальной медицинской помощи – не значит ли навязать ей грязные подпольные средства, грозящие не только здоровью, но и самой жизни? В отечественной практике уже был такой печальный опыт – ни к чему хорошему он не привёл. Запрет абортов от имени государства накануне Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы обернулся тысячами женских и семейных трагедий.

В аборте, как в объективном факте бытия, тесно переплелись морально-этические и сугубо медицинские аспекты. И если нравственная его составляющая неоднозначна, то врачебная вполне определённа: прерывание беременности хирургическим путём – всегда удар по здоровью женщины. Да, возникают в жизни ситуации, в которых по социальным или по медицинским показаниям такое грубое вторжение в женский организм неизбежно, но и тогда удар можно смягчить, не допуская больших сроков беременности. Кстати, два года назад вышел приказ Минздравсоцразвития, резко ограничивший условия прерывания беременности по социальным причинам. Я считаю такое решение вполне разумным. Во-первых, повторюсь, потому что нежеланную беременность сегодня можно предупредить – для этого существует целый арсенал средств. Во-вторых, у женщины остаётся право принять решение в течение первых двух, максимально трёх месяцев.

Не меньше волнует и то, что на аборты идут не женщины, а девочки в 15 – 19 лет. Событие, ещё относительно недавно казавшееся из ряда вон выходящим, сегодня, к сожалению, ни врачей, ни общество уже не удивляет. По крайней мере, для Иркутской области проблема ранних абортов очень остра. По нашим данным, в прошлом году легальным образом прервали беременность 3,5 тысячи девочек, причём (только вдумайтесь!) половина из них подвергла риску своё здоровье во второй и даже в третий раз. Можно сетовать на распущенность нравов, на переосмысление молодёжью казавшихся незыблемыми устоев, и это будет справедливо. Но не менее справедлив упрёк матерям, не сумевшим или не пожелавшим подготовить своих, вступивших в пору отрочества и юности дочерей к возможным опасным «приключениям» взрослой жизни. Если бы едва распростившиеся с детством девочки в семье были информированы о вреде для них ранней половой жизни, об опасности заражения тяжёлыми заболеваниями, в том числе и ВИЧ, — юных искательниц приключений было бы меньше. А здоровых потенциальных родителей – на порядок больше, что для будущих поколений безусловное благо.

Не принимать во внимание зависимость будущего от настоящего было бы, по меньшей мере, наивно. Однако, и возводить её в абсолют, как прозвучало в некоторых выступлениях на «круглом столе» (мол, раз нездоровы родители, значит, неизбежно слабы или даже нежизнеспособны дети), я бы не стала. Акушеры-гинекологи, неонатологи, микропедиатры Иркутского областного перинатального центра исповедуют иную профессиональную философию, отстаивающую для каждого пришедшего в мир.

Право на жизнь

Мы сейчас редко прерываем желанную беременность по медицинским показаниям. Даже если состояние здоровья будущей мамы далеко не блестяще, акушеры, советуясь с эндокринологами, кардиологами, неврологами, дают ей возможность родить. Тем более, если она молода и беременность у неё первая. Да, преждевременные роды не так уж редки – по сей день никто не может объяснить, почему даже при идеальном уходе, при материальном благополучии будущей мамы у 7 – 8 % женщин беременность заканчивается раньше срока. Возможно, причина таится где-то на генетическом уровне. Но и таково мнение цивилизованного мира: появившиеся на свет малыши должны получить свой шанс на жизнь.

Сегодня медицинские технологии настолько совершенны, что выхаживание новорождённых весом в от 500 граммов до килограмма в акушерской практике цивилизованных стран, в том числе и в России, перестаёт быть сенсацией. В крупных перинатальных центрах российских городов, в том числе и в нашем, созданы все условия для того, чтобы существа, нарушившие заведённый природой порядок, оставались бы в живых. В большинстве случаев нам, медикам, это удаётся. Но задержать проблемных малышей на белом свете – далеко не всё, что неизбежно им вскоре потребуется. Непростая правда заключается в том, что только половина из проблемных малышей, полностью восстанавливаясь, догоняют в развитии своих более удачливых сверстников. Другая половина останется инвалидами, нуждающимися в постоянном уходе и реабилитации. Что ждёт их за стенами перинатальных центров? Этот вопрос, обоснованно прозвучавший на заседаниях «круглого стола», должен беспокоить не только нас, врачей. По мере совершенствования медицинских технологий, число малышей, появившихся на свет задолго до назначенного природой срока, будет расти. А с ними – и количество людей, которые постоянно будут нуждаться во врачебной и социальной помощи. Все ли родители готовы к нелёгкому испытанию; готовы ли к нему органы соцзащиты, в чьём ведении находятся реабилитационные учреждения? Чтобы спасённые в младенчестве люди не чувствовали себя изгоями, общество, учитывая их ограниченные физические возможности, должно относиться к ним с уважением и заботой. Между тем, мы только начинаем постигать азы гуманности. И это лишь одна грань огромной государственной задачи, от решения которой зависит наше общее будущее.

[dme:cats/]

Ведь неслучайно на «круглом столе» была поднята тема мужского благополучия. Встречающиеся врождённые патологии мальчиков часто нуждаются в хирургической коррекции у кого в первые годы жизни, у кого в пять – шесть лет, а у кого в отрочестве, когда идёт становление репродуктивной системы мужчин. Но если детские гинекологи есть в штате всех детских поликлиник, то узких специалистов, у кого можно было бы проконсультировать будущих отцов, пока не хватает. Есть отделение репродуктивного здоровья, где квалифицированную помощь получают и девочки и мальчики, в Иркутском академическом институте педиатрии. Год назад, осознав актуальность проблемы, центр репродуктивного здоровья создали детские врачи Братска, отныне проводящие профилактические осмотры и, если необходимо, то и лечение мальчиков. Цель же заключается в том, чтобы нашим мальчишкам, как будущим отцам семейств, оказывалось столь же пристальное врачебное внимание, как их сверстницам, причём во всех детских поликлиниках Иркутской области. Здоровье нынешних мальчишек и девчонок – предтеча гармонии в том числе и сексуальной в будущих семейных отношениях.

Что до взрослой жизни, то нынче в мае, когда вступит в строй наш амбулаторный блок, такую службу репродуктивного здоровья мы создадим в нашем Иркутском областном перинатальном центре. Консультации врачей разных профилей, в том числе венерологов, урологов – андрологов, неврологов, а также высокотехнологичные методы лечения — всё это даст возможность оказывать профилактическую и врачебную помощь каждой обратившейся к нам семье. Во имя её здоровья и благополучия.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры