издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Работа над чужими ошибками

Депутаты Законодательного собрания занялись проблемами, которые не были в своё время решены администрацией губернатора Александра Тишанина, и надеются на взаимопонимание со стороны Игоря Есиповского.

В частности, депутаты не удовлетворены ситуацией, которая складывается вокруг кредитов для городских и сельских поселений, выделяемых из областного бюджета. Это вопрос был рассмотрен на заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, которое состоялось 7 мая. Сегодня ряд городских округов и муниципальных районов не смогут получить кредиты из областного бюджета на подготовку к зиме. Это вытекает из письма, которое направлено департаментом финансов администрации Иркутской области на места в начале года. В документе, озаглавленном «О бюджетных кредитах», ГДФ проинформировало мэров и глав муниципальных образований о том, что «в связи с вступлением в силу статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета будет осуществляться только бюджетам городских округов и муниципальных районов». Более того, «предоставление кредитов из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов возможно при отсутствии у муниципального образования просроченной задолженности по денежным обязательствам перед областным бюджетом».

С одной стороны, логика финансистов понятна – бюджет на 2008 год дефицитный, и брать на себя обязательства по кредитованию заведомых неплательщиков область не хочет. Однако депутаты посмотрели на эту ситуацию несколько иначе – с точки зрения эффективности деятельности администрации. Если следовать инструкциям финансового департамента, поселения остаются без областных денег вообще, а тем муниципалитетам, которые уже имеют задолженность, предстоит рассчитывать только на собственные силы.

Кредиторская задолженность образовалась не от хорошей жизни. В прошлом году администрация убедилась, что у муниципалитетов Иркутской области в бюджетах нет средств на подготовку к зиме и выплату заработной платы. Это не было сенсацией: уже тогда было ясно, что бюджеты на местах не только дефицитны, но и не по-крывают элементарных потребностей. И область начала кредитовать муниципалитеты, прекрасно понимая, что чудес не бывает и реально вернуть кредит большинство получателей в следующем году всё равно не смогут.

Плоды жёсткой финансовой политики пожинать придётся зимой, когда выяснится, что и муниципалитеты, и поселения из-за отсутствия средств не смогут подготовиться к зиме, привезти в порядок свои теплоисточники, завезти топливо. Поэтому уже в марте заместитель председателя собрания Людмила Берлина направила губернатору области запрос «О принятом порядке предоставления бюджетных кредитов из бюджета области городским, сельским поселениям». По её мнению, решение, принятое областной администрацией, нарушает конституционное право граждан на местное самоуправление и не основано на действующем законодательстве. В частности, в нарушение статьи 93.3 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных кредитов из областного бюджета необоснованно ограничены только уровнем муниципальных районов и городских округов; в соответствии с этой же статьей го-родские и сельские поселения вправе получать из бюджета области бюджетные кредиты. Согласно 131-му Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные образования самостоятельны в решении вопросов местного значения, а их подчинённость другому органу местного самоуправления или должностному лицу не допускается.

На майском заседании комитета начальник главного финансового департамента Ирина Бондарева, директор департамента финансов области, не сказала ничего нового, вновь сославшись на действующее законодательство. Масла в огонь подлил депутат Законодательного собрания Андрей Лавров, который заявил, что в самом тексте инструктивного письма, направленного муниципалитетам, содержатся грубые несоответствия дат и номеров документов, на которые ссылаются областные финансисты. Он расценил низкое качество документа как проявление неуважения к местным органам власти. По мнению председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Геннадия Истомина, власть не может отвернуться от проблемы, формально при-крывшись изменениями в Бюджетном кодексе. Необходимо выработать программу мер по реструктуризации задолженности, по выделению в нынешнем году и включению в бюджет следующего года средств, достаточных для обеспечения жизнедеятельности всех уровней местного самоуправления. Запрос оставлен на контроле, а в кулуарах обсуждается фраза одного из депутатов, который в пылу обсуждения заявил, что «не все головы в администрации нами ещё оторваны».

Интересные факты стали достоянием гласности и в ходе подготовки законопроекта «Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Иркутской области». Сам по себе новый закон не вызывает дискуссий, и его принятие ожидается на майской сессии. С его помощью депутаты надеются облегчить сельским жителям до-ступ к услугам адвокатов хотя бы в отношении лиц, имеющих право на оказание бесплатной юридической помощи. По закону, на такую помощь могут претендовать граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, в том случае, если они выступают истцами по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причинённого смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, и ещё ряд категорий граждан.

Дискуссия возникла при составлении перечня труднодоступных и малонаселённых территорий, который необходим для исчисления возмещения, которое будет выплачиваться адвокатам из областного бюджета (чем сложнее территория, тем дороже обойдётся командировка юриста). Такой перечень был составлен в нескольких редакциях. Юристы областного правового управления основывались на региональном законе об организации и деятельности исполнительных и представительных органов власти, который предусматривает, что перечень малонаселённых и труднодоступных территорий составляется на базе законодательства субъекта. Юристы правового управления Законодательного собрания усомнились в качестве этого источника, по крайней мере, в отношении территорий Усть-Ордынского Бурятского округа, где, по их мнению, названия поселений должным образом не фиксировались, и предложили руководствоваться записями статистических органов. Это вызвало бурное возмущение юристов администрации, однако об-ластная прокуратура, как независимый арбитр, взяла сторону Законодательного собрания.

Выяснилось, что путаница в округе, скорее всего, произошла неспроста. В Иркутской области есть населённые пункты, до которых расстояние около 30-40 км, но они не считаются труднодоступными, а в округе расстояние в шесть километров при отсутствии регулярного сообщения общественным транспортом уже является основанием для включения в список труднодоступных. По мнению членов комитета, это имеет самое непосредственное отношение к организации на территории округа досрочного голосования при проведении избирательных кампаний с рекордной явкой и показателями победителей на уровне 90%. Это открытие так заинтересовало иркутских депутатов, что Людмила Берлина была вынуждена напомнить, что в данном законе выборные аспекты не рассматриваются. Однако не исключено, что депутаты ещё вернутся к этому вопросу уже в рамках составления единого перечня труднодоступных территорий, что называется, на все случаи жизни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры