издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школам поставили оценку

Сразу три средних общеобразовательных учреждения в Нижнеилимском районе получили оценку «неудовлетворительно». В этих школах качество образования не соответствует стандартам, установила комиссия экспертов. В ходе государственных проверок выяснилось: на протяжении нескольких лет здешним ученикам не преподавали химию, иностранный язык и черчение. Теперь нижнеилимские школы рискуют остаться без государственной аккредитации, а ученики — лишиться права получать аттестат родной альма-матер. О том, как будет решена эта проблема, и о других итогах государственной аккредитации учебных заведений руководитель Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Александр Костин рассказал Екатерине АРБУЗОВОЙ.

— Какие учреждения проходили аккредитацию в этом году?

— За 2007-2008 годы мы провели 335 аккредитационных экспертиз. В том числе с февраля по апрель этого года нами аккредитовано 52 образовательных учреждения разных типов и видов. Это медицинские училища в Тайшете, Ангарске и Саянске, иркутские училище искусств и техникум физической культуры и спорта. Кроме того, процедуру прошли Бирюсинская и Тайшетская детские музыкальные художественные школы, детские сады и многие общеобразовательные школы.

— Какие из них не соответствуют требованиям?

— По трём школам в Нижнеилимском районе – Заморской, Дальнинской и Соцгородокской – у нас возникли принципиальные вопросы. Мы выявили проблемы с качеством подготовки учащихся и кадровым составом педагогов в этих школах. Сейчас в стране и, в частности, в Иркутской области взят курс на повышение качества образования. И представьте, если в течение года не ведутся химия, иностранный язык, музыка, то о каком качестве обучения можно говорить? А ведь все эти предметы входят в перечень обязательных для документа об образовании. В итоге три нижнеилимские школы не смогут проводить итоговую аттестацию выпускников в этом учебном году. Кроме того, они рискуют оставить своих учеников без аттестатов, ведь аттестаты могут выдавать только аккредитованные учреждения.

В результате мы приняли решение, что в Заморской и Дальнинской школах выпускные экзамены будут проходить в традиционной форме, но с обязательными условиями – присутствие на экзаменах независимых экспертов и прохождение аккредитации в будущем году. Если они эти условия не выполнят, то в дальнейшем действительно будут лишены возможности выдавать свои аттестаты выпускникам. К слову, школы могут воспользоваться правом проведения традиционных экзаменов последний год. В следующем учебном году экспериментальный период закончится и выпускники всех общеобразовательных учреждений будут сдавать итоговые экзамены в формате ЕГЭ.

— Что решено в отношении Соцгородокской школы?

— Она осталась не аккредитованной по всем программам — начальному, основному и среднему уровням образования. Однако ученики не должны быть заложниками ситуации и страдать из-за халатного отношения администрации и педагогов. Так что выпускникам Соцгородокской школы разрешено сдавать экзамены на базе других школ. Однако и аттестаты в таком случае ученики получат в тех учреждениях, где будут сдавать выпускные экзамены.

— Разве в кадровом недоборе виновна только школа?

— Учителей в районах не хватает. Но, к примеру, после решения не аккредитовывать Соцгородокскую школу департамент образования Нижнеилимского района тут же сумел улучшить материальную базу школы и найти двух новых преподавателей. На коллегии в минувший понедельник эта школа уже представила план по устранению отмеченных недостатков. Мне непонятно, почему нужно дотягивать до момента, когда принципиально стоит вопрос об аккредитации, а не решать эти проблемы в ходе учебного процесса. Тем более что на государственную аккредитацию школа идёт в заявительном порядке. То есть учреждение сначала предоставляет областной комиссии, состоящей в среднем из 5-7 экспертов, результаты самоанализа. В течение недели комиссия работает со школой, после чего выносит решение.

— Три школы, не соответствующие стандартам, это прецедент?

— Нет. В прошлые годы тоже были подобные случаи, но у школ было время устранить ошибки. В их числе были учебные заведения даже Шелеховского и Иркутского районов. Так что отдалённость школы сегодня не влияет на качество образования. Ученик не может быть виновным в том, что он родился и живёт, к примеру, в Катанге. К тому же педагогов в северные районы приглашают на выгодных условиях – там выше зарплаты, легче решается вопрос с жильём.

— У гимназий и лицеев возникают проблемы с прохождением аккредитации?

— Нет. Статус этих учебных заведений подтверждается качеством реализации образовательных программ. Это неоднократно фиксировалось нашими экспертами во время аккредитационной экспертизы гимназий и лицеев. У них высокий уровень подготовки учащихся. Об этом говорит большое количество выпускников, которые успешно поступают в вузы на бюджетной основе или продолжают своё обучение в учреждениях СПО или НПО в соответствии со своими интересами.

— Негосударственные образовательные учреждения обязаны аккредитовываться?

— Да, как и все учебные заведения, раз в пять лет. Образовательные учреждения должны проходить аккредитацию вне зависимости от форм собственности. В этом году аккредитационную экспертизу прошли Школа Леонова в Иркутске и «Альма-Матер» в Ангарске. Они доказали, что добиваются положительных результатов в обучении.

— Каким образом, кроме аккредитации, служба контролирует качество среднего образования?

– Прежде всего, это результаты ЕГЭ. Хотя пока сохраняется льготная процедура перевода баллов ЕГЭ в оценку. Как в народе говорят, «плюс один». У выпускника до начала следующего учебного года есть возможность пересдать ЕГЭ в традиционной форме и получить удовлетворительную оценку. Однако со следующего года если ученик имеет неудовлетворительную оценку, то он получит не аттестат зрелости, а просто справку. Этот подход заставляет и органы образования, и педагогов грамотнее подходить к организации учебного процесса.

Требования к образованию повышаются вместе с ростом конкуренции среди учебных заведений. Им становится экономически невыгодно давать некачественное образование. Борьба за учеников начинается ещё при выборе детского сада или начальной школы и продолжается при поступлении в профильный класс или университет. Поэтому учебные заведения напрямую заинтересованы в том, чтобы гарантировать родителям и их детям хорошие условия для обучения, естественно, при наличии лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры