Бесконтрольно-пропускной пункт
Электронный учёт против лесного беспредела
В Иркутске под председательством заместителя губернатора Виктора Долгова состоялось заседание областной межведомственной комиссии по взаимодействию в вопросах пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории региона. Рассматривались вопросы о представлении Генеральной прокуратуры РФ, о совершенствовании взаимодействия различных структур и ведомств по пресечению незаконной заготовки и оборота древесины и о лесопожарной ситуации в Иркутской области, которая, по мнению Виктора Долгова, тоже связана с криминальным лесным бизнесом.
Во вступительном слове заместитель губернатора напомнил членам комиссии, что ещё в августе прошлого года Генеральной прокуратурой РФ была проведена проверка исполнения территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления действующего законодательства в части пресечения незаконного оборота древесины. Был высказан ряд замечаний. Представление было рассмотрено, и за подписью губернатора направлен ответ в Генпрокуратуру. В числе прочих мер, принимаемых для исправления ситуации, во-первых, был назван и пилотный проект по созданию в области единой электронной базы данных и специальной компьютерной программы, которая позволила бы вести накопительный учёт заготавливаемой древесины, во-вторых, создание и обустройство специального компьютеризированного поста на въезде в областной центр. Предполагалось, что с помощью новейших технологий учёта на этом посту в считанные минуты будет определяться легальность перевозимой лесопродукции.
Контрольно-пропускной пункт «Падь Топка» действительно был построен. И совместное дежурство сотрудников Агентства лесного хозяйства и сотрудников милиции было организовано. Но, как показала новая проверка Генеральной прокуратуры, проведённая в апреле нынешнего года, – по старинке: без единой базы данных, без специальной программы и даже… без компьютеров.
Заместитель руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области Анатолий Гейнце объяснил задержку в реализации пилотного проекта просто.
– Агентство лесного хозяйства финансируется из средств субвенций федерального бюджета, – сказал он. – А финансовые средства на создание единой информационной базы сметой предусмотрены не были. Было указание бывшего губернатора Иркутской области, было поручение по формированию программных средств для создания этой информационной базы, и было обещание профинансировать. Но в связи со сменой руководства Иркутской области этот вопрос остался нерешённым. Работа лишь в зачаточном состоянии, поскольку нет финансирования. Ни о каких результатах пока говорить не приходится.
Виктор Долгов назвал это выступление «малооптимистичным». Не мог вызвать у собравшихся оптимизм и доклад Алексея Бархатова, начальника отдела государственного лесного контроля и надзора Агентства лесного хозяйства. Он апеллировал весьма красноречивыми и крайне тревожными цифрами, подталкивающими к серьёзным размышлениям. Касаясь работы КПП «Падь Топка», Алексей Бархатов сообщил, что через этот пост с 19 сентября прошлого года по 20 мая нынешнего было перемещено, в пересчёте на круглый лес, почти полмиллиона кубометров древесины.
– Объём громадный, – заметил Алексей Бархатов и добавил: – Это только зарегистрированная лесопродукция. Но были случаи, когда машины проходили через пост и без регистрации.
Хочу отметить, что этот «громадный объём» зарегистрирован только на одном из пяти или семи въездов в областной центр, который не является самым лесным городом области. А у нас ещё есть Зима, Тулун, Тайшет, Чуна, Братск, Усть-Илимск… И в каждом много въездов, не перекрытых «эталонными» КПП.
– В прокуратуре нам задали вопрос об эффективности работы поста «Падь Топка», – продолжил Алексей Бархатов. – В соответствии с регламентом и положением о работе этого КПП работники нашего агентства, выявив несоответствие содержания документов фактическому грузу, обязаны передавать эти материалы сотруднику милиции, который является руководителем дежурной смены. А он уже должен принимать решения по дальнейшей проверке. За время существования поста, по докладным наших сотрудников, в милицию передано в общей сложности 146 таких материалов. К сожалению, ни по одному из них мы не получили никакой информации об их дальнейшем движении.
Отдел государственного лесного контроля и надзора, которым руководит Алексей Бархатов, начал свою работу относительно недавно, с 1 января нынешнего года. За четыре месяца сотрудниками территориальных управлений Агентства лесного хозяйства по районным лесничествам было проведено 3170 рейдов (в том числе 96 при участии отдела) по выявлению незаконных рубок и других лесонарушений. Выявлен 831 факт незаконной заготовки древесины, общий объём которых превысил 67,6 тысячи кубометров, а сумма выявленного ущерба составила на 1 мая нынешнего года почти 405 миллионов рублей.
– Скорее всего, нарушений и ущерба больше, – предполагает Алексей Бархатов. – Это только то, что нам удалось выявить. По нашей инициативе и с нашим участием за прошедшие месяцы органами внутренних дел возбуждено 575 уголовных дел. Возбуждалось 340 административных производств. Нарушителями оплачено добровольно 2470810 рублей. В судебном порядке взыскано ещё более двух миллионов рублей. Наложено административных штрафов на сумму 552400 рублей, из них взыскано 318700 рублей…
Более того, начальник отдела государственного лесного контроля и надзора рассказывает, что его служба проверила работу восьми подразделений Агентства лесного хозяйства Иркутской области и выявила нарушения по оформлению разрешительных документов для лесопользователей. Часть материалов на руководителей, допустивших грубые нарушения, была направлена в органы внутренних дел, и сейчас решаются вопросы по возбуждению уголовных дел за превышение полномочий и даже за участие в незаконных рубках. Отделом завершена разработка практических мероприятий и методических указаний по организации контроля и надзора на территориях. При этом он признал, что «несмотря на существенную активизацию работы отдела государственного лесного контроля и подразделений Агентства лесного хозяйства на местах, сказать что-то о кардинальных изменениях к лучшему пока сложно».
И разговор вновь вернулся к необходимости создания единой информационной базы данных и компьютерной программы, которая позволит вести накопительный учёт всей древесины, заготавливаемой тысячами крупных и мелких лесопользователей. Обойтись они могут в десятки, а по мнению некоторых – даже в сотни миллионов рублей. Такие цифры прозвучали при обсуждении проблемы. Поэтому были предложения создать для начала локальные базы, на которые потребуется меньше денег. Бумажные карты или пропуска, в которых будет фиксироваться каждый проезд через КПП и каждый перемещённый кубометр лесопродукции. Идеи коротко обсуждались, кем-то поддерживались, другими отвергались, а разговор вновь и вновь возвращался к необходимости организации электронного учёта, который, похоже, многие воспринимали как панацею от криминального лесного бизнеса.
Дебаты прервал Виктор Долгов, предложив поручить Агентству лесного хозяйства изыскать необходимые средства для завершения начатого дела (по его убеждению, денег на это потребуется гораздо меньше), а сегодняшнюю работу агентства, в соответствии с полученным результатом, признать неудовлетворительной «в части создания единой информационной базы и разработки программного продукта по накопительному учёту древесины».
– Получается нелепая ситуация, – пояснил председательствующий свою резкость. – Мы сами проявили инициативу. Хорошее дело начали, а в итоге сами же его дезавуируем. Не существует сегодня, по сути дела, этого контрольно-пропускного пункта. Он только номинально числится, а фактически не работает.
Спорить с заместителем губернатора члены вневедомственной комиссии не стали, а в принятое решение записали поручения и рекомендации в адреса заинтересованных структур и ведомств, направленные на повышение эффективности взаимодействия по пресечению незаконной заготовки древесины и её оборота на территории нашей области.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА