издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Выбор хирурга Павлюка

  • Автор: Элла КЛИМОВА, «Восточно-Сибирская правда»

В будущем году Иркутской городской клинической больнице № 1 исполнится 70 лет. Можно сказать, ей повезло: среди главврачей, с именами которых связаны важные этапы пути, не было «пришлых». А были среди них люди, состоявшиеся как руководители, точнее сказать, как истинные хозяева, рачительные и заботливые, именно в этом коллективе, впитавшие дух именно этих больничных стен.

Вот формула такой удачи в трактовке нынешнего главного врача первой городской Леонида Александровича Павлюка: «Больница жила во времени, не подвергаясь коренной ломке ради ломки».

Он сам, пятидесятилетний Леонид Павлюк, своей судьбой, взглядами на предназначение вверенного ему лечебно-профилактического учреждения продолжает строй блестящих предшественников: А.Ф. Демидовой, Б.В. Таевского, И.А. Вельма, В.С. Сапы, А.А. Образцова. В годы студенчества – медбрат в отделении плановой хирургии; в тридцать с небольшим – заведующий отделением сосудистой хирургии. Он и сегодня мог бы заниматься только делом, к которому его обязывало призвание. Профессиональная карьера складывалась счастливо: молодой и успешный, он был вполне самодостаточной фигурой среди коллег и не собирался ничего менять в жизни. Но вмешался случай, противиться которому Леонид Павлюк не счёл нужным.

— Всё произошло спонтанно, — рассказывает он. – Вызывают меня в горздрав, там встречаю Алексея Александровича Образцова — нашего умного, энергичного, преданного больнице главного врача, за спиной которого мы, врачи, 19 лет чувствовали себя как за каменной стеной. По состоянию здоровья или по какой другой причине, только собрался он подавать в отставку. Но с одним условием: если его преемником стану я. Поверьте, в мои планы не входило ломать давно налаженный ритм, взваливать на себя ответственность за всю больницу; наконец, из хирурга превращаться в администратора, в хозяйственника, в ответчика за все беды и напасти, от которых в наше время не застрахована ни одна больница. Тем более такая многопрофильная, как наша. Единственный аргумент перевесил мои сомнения: я обязан этой больнице всем, чего достиг; она для меня – не просто место работы, но, если угодно, среда обитания. Значит, если обстоятельства складываются именно так, а не иначе, я должен заменить Образцова.

…Так Леонид Павлюк стал главврачом первой городской, объективно ведущей больницы Иркутска. Подходил к концу 2002 год. Завершалась начатая Алексеем Александровичем Образцовым коренная перестройка хирургического корпуса. Территория, изрытая вдоль и поперёк, вся в строительном мусоре; бытовки-вагончики, в которых ежедневные планёрки начинались ровно в 8 утра. И он, Леонид Павлюк, новоиспечённый главврач, «хозяин строительного объекта», заставивший себя забыть о сосредоточенной тишине операционной, чтобы сменить её на напряжённый (мягко сказано!) спор прорабов и начальников управлений о дополнительных бригадах, бетоне, механизмах, трубах — обо всём, что в конце концов влияло на сроки сдачи в эксплуатацию капитально перестроенного теперь уже трёхэтажного здания. В крохотной оставшейся «за ним» комнатушке он тогда поставил кушетку и ночевал на ней, чтобы не отключаться от сумасшедшей круговерти навалившихся непривычных забот.

Однажды в его жизни уже такое было. Закончив институт и поступив в интернатуру по хирургии, он полгода жил (в буквальном смысле) в ординаторской: каждый час, не связанный так или иначе с избранной специальностью, казался ему бездарно прожитым и безвозвратно потерянным. Между прочим, будучи интерном, Леонид Павлюк самостоятельно сделал 380 операций. Главный хирург Иркутской области Евгений Пак поинтересовался у его научного руководителя: «У вас что, один только Павлюк и оперирует?»

Но одно дело – думать лишь о собственном карьерном росте, строить планы лишь на своё будущее, и совсем-совсем другое, когда на тебе стационар в 640 коек с пятнадцатью современно оснащёнными операционными плюс развёрнутые на больничных площадях ревматологический, диабетический, аллергологический, сосудистый центры и, считая с поликлиникой на улице Волжской, полуторатысячный коллектив. Именно такая она сегодня, первая городская клиническая больница, главврачом которой Леонид Александрович является вот уже шесть лет. Или всего шесть лет?

Хирургический корпус, в котором сейчас созданы самые комфортные условия и для врачей и для пациентов, принял первых больных 17 июня 2005 года. Главврач держит в памяти эту дату, как, впрочем, и все другие, ставшие «красными днями» его личного «производственного» календаря. Помнит, когда закончился ремонт – а по сути, совершенно обновилось четырёхэтажное здание бывшего роддома — третьего лечебного корпуса. Ему тогда казной было отпущено на всё про всё не больше пятисот тысяч рублей. Он же «нашёл» (на то и главврач, чтобы «находить») ещё 3 миллиона. Теперь там удобно разместились травмпункт и три больничных отделения: нейрососудистое, гастроэнтерологическое, стоматологическое. Он помнит, когда, «как игрушки», ему удалось отделать баклабораторию, пищеблок и овощехранилище; когда начали одевать в пластик терапевтический корпус, построенный ещё Августой Флегонтовной Демидовой. Вот так, сквозь годы и через «расстояния поколений», пробивает себе дорогу этот своеобразный «закон постоянства», утверждаясь сегодня энергией, профессионализмом, а если уж совсем точно, то верностью Леонида Александровича Павлюка его больнице.

Когда-то, во дни комсомольской молодости, в стройотряде, судьба свела Леонида Александровича с профессиональным прорабом-монтажником. Однажды после рабочего дня он сказал будущему хирургу: «У тебя руки ловкие, в них всё ладится. Так зачем (он выразился куда сочнее) тебе медицина? Приезжай ко мне, я тебе сразу квартиру дам, хорошую зарплату положу».

Чудак, нашёл кого искушать и чем! Если хотите знать, верша всю внутреннюю политику больницы; поддерживая добрые (как же иначе?) дипломатические отношения с Иркутской мэрией и городской Думой; добывая для врачей деньги на научные конференции, специализации, зарубежные командировки; устраивая детей санитарочек, раздатчиц, сестричек в ясли и детские садики (подчас это даётся труднее, чем приобретение современного лечебного и диагностического оборудования); привечая спонсоров; вникая в каждодневное не ахти какое больничное меню; точно зная, в какой реанимации находится какой сложный пациент, — при всей этой будничной текучке он и сейчас продолжает оперировать. Два раза в неделю. Используя новейшие методики в ангиохирургии. В год набегает около двухсот оперативных вмешательств, за которые он принципиально не получает ни копейки.

— Что-то вроде благотворительности, Леонид Александрович?

— Что-то вроде альтруизма, — полушуткой парирует он.

Но если всерьёз… Если всерьёз, то нужно знать, что первая городская, дежуря теперь по Иркутску семь дней в неделю, фактически превратилась в больницу «Скорой помощи». С одним только «но»: финансируется она по скудному тарифу обязательного медицинского страхования, а не из бюджета. Значит, более чем скромно. Хотите знать, насколько скромно? Пожалуйста: в сутки на пациента приходится в среднем 60 рублей: в реанимации – 270. Для сравнения: флакончик антибиотика подчас «тянет» на тысячу, а с учётом, как выразился Леонид Александрович, «совершенно сбесившейся инфляции» – ещё дороже. Ровно в 7.20 утра он заходит в свой кабинет на третьем этаже административного корпуса, и первая его забота – как свести концы с концами. В сражении за лишнюю копейку в больничном бюджете научился быть стратегом. Вот, например, заключил договор «о дружбе и взаимопомощи» с одним из хозяйств в Ширяево: больница обследует и лечит деревенских, они же продают ей картошку не по 7 рублей, как установил тендер, а по 50 копеек за килограмм. Можно на несколько минут перевести дыхание, если бы… не медицинские перчатки, которых на неделю требуется никак не меньше 10 тысяч пар; или если бы прошедшей ночью не ухудшилось состояние и без того сложного больного, которому срочно понадобился новый препарат, в разы дороже прежнего; если бы не…

Как удаётся ему дважды в семидневку пересекать границу, разделяющую два мира: изнуряющей карусели сермяжных хлопот и сосредоточенной напряжённости операционной? Как у него получается не просто переступать порог родного ему отделения сосудистой хирургии, а, собравшись внутренне, преодолев не видимый коллегам рубеж, отдавать находящемуся в его власти пациенту свой опыт, свою интуицию, свои руки, напрочь отключаясь от килограммов, погонных метров, рублей и нищенских тарифов? Лично я знаю только одного такого же, как Леонид Павлюк, одержимого профессией, делящего, пусть и не поровну, силы между долгом и призванием, – детского хирурга, одновременно главврача Ивано-Матрёнинской детской клинической больницы Владимира Новожилова. Что позволяет им, хирургам от Бога, занимаясь неотложными хозяйственными делами, назло всему сохранять форму? Можно лишь предположить: их держит на плаву сила воли, помноженная на талант.

Леонид Александрович, уже став главврачом, как-то признался: самое счастливое время у него было, когда заведовал отделением. Только это вовсе не значит, что пробежавшее с той поры шестилетие ему в одну сплошную тягость. В том-то и дело, что руководит он больницей так же заинтересованно, как шесть лет тому назад — одним из её подразделений. Что же до двух операционных дней, честно отвоёванных им у текучки, то коллегами давно взято на заметку: со всеми каверзными хозяйственными вопросами лучше всего идти к «главному», когда он выходит из операционной. У него тогда настроение хорошее и он «по пустякам не придирается».

Его заместитель по терапевтической службе, доцент кафедры пропедевтики Иркутского медуниверситета Алексей Калягин как о самом важном для больницы, для всего её коллектива говорит о «чётко вырисованной перспективе движения». Первая городская клиническая больница вскоре станет важным звеном в создающемся в Иркутске комплексе по оперативной помощи пациентам с острыми нарушениями мозгового кровообращения и инфарктами. Именно на базе первой будет осуществляться тромболизис – растворение тромбов в кровеносных сосудах головного мозга; уже приобретено соответствующее уникальное диагностическое оборудование. Многое сделано для того, чтобы на базе первой городской клинической больницы, в которой успешно внедрён новый метод лечения опухолей надпочечников, был создан центр эндокринной хирургии, единственный в области. Не сегодня – завтра к «больнице на Волжской» присоединится 12-я иркутская поликлиника, а заглянув в «послезавтра», можно вместе с Леонидом Александровичем Павлюком «выйти» на проектно-сметную документацию многоэтажного пристроя к поликлинике № 1.

Может быть, неожиданно для себя самого он оказался хозяйственником-администратором не менее талантливым, чем хирургом. Не случайно у него две высших врачебных категории: как ангиохирурга и как организатора здравоохранения. Реалист, он не строит воздушные замки, предпочитая трезво оценивать возможности вверенного ему лечебно-профилактического учреждения. Но при этом размышляет вслух:

— Не возвращаться же обратно в каменный век? Первая должна быть Первой во всём…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры