Его открытие мира
«Солнце в тумане», «Очень низкое небо», «Три тополя без Плющихи» – не правда ли, даже сами названия работ художника говорят о его мироощущении, о том, что его любимый Иркутск, словно живое существо, может чувствовать, страдать, надеяться.
Да, Иркутск для известного графика, заслуженного художника России Александра Шипицына стал частицей его самого. И в этом не трудно убедиться, побывав на выставке его офортов в залах областного художественного музея.
Экспозиция буквально завораживает – мастерством, тонким психологизмом, мотивами грусти по уходящему…
Техникой офорта, созданием гравюры на металле Александр Шипицын увлёкся ещё будучи студентом Московского полиграфического института в конце 60-х, сказалась его склонность к живописному видению мира. Именно в ней, этой технике, он разглядел богатейшие возможности в воплощении замысла. И то, насколько творчески глубоко он освоил этот вид искусства, показывает юбилейная выставка мастера. Его работы, а их в экспозиции представлено около сотни, отличают богатейшая тональная шкала, точность и изящество рисунка. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует широчайшей градации в эмоциональном строе листов – от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Художник обладает поразительным чувством материала, достигает высокой эмоциональной напряжённости создаваемых образов. Не случайно его офорты притягивают, не отпускают, вызывают особое ностальгическое чувство – картинки листопада, мокрого снега с силуэтами покосившихся, полуразрушенных временем домов, изящной резьбы, сработанной народными умельцами прошлого и не имеющей современных аналогов… Это чуть ли не реквием по уходящему времени. На одном из офортов запечатлены «последние из могикан» с надписью, которая острой болью отзывается в сердце: «Этих домов уже нет. 2001 год».
Свою юбилейную выставку Александр Шипицын посвятил любимому своему детищу – офорту. Но это лишь часть созданных им произведений. Круг художественных интересов Шипицына достаточно широк: он работает в самых разнообразных графических техниках. Одно из пристрастий – оформление книг. Среди произведений, с которыми работает художник, стихи известных поэтов, прозаические произведения, к примеру, книги Распутина, других писателей. Правда, в последние годы Шипицын не обращается к иллюстрации, о чём можно только сожалеть. В самом начале творческого пути он увлёкся техникой линогравюры. Именно в этой технике выполнена серия листов, посвящённых Северу. В областном художественном музее, к слову, хранятся несколько линогравюр Александра Шипицына. Печатью таланта отмечены акварели художника. Среди них исполненные поэтического звучания «Малое море», «Вечер в Забайкалье», ряд других. Впрочем, тема Байкала – одна из основных в его творчестве.
Для Шипицына Байкал не просто мир красоты и гармонии. Подчас его листы приобретают публицистическую остроту, во многих работах звучит тема ответственности человека за судьбу славного моря, тревога за его будущее. Взять, к примеру, офорты «Байкальская нерпа», «На берегу Байкала», отражающие хищническое отношение людей к богатствам озера-моря. По мнению специалистов, именно в этой байкальской серии художник применяет новые приёмы обработки офортной доски, строит многоплановые композиции. Так, в работе «Байкальская нерпа» автор сопоставляет несколько сцен: Байкал и скалы в центре листа, слева – вода, выталкивающая браконьера за пределы пространства офорта (он будто поставлен природой и художником вне закона), вверху – группа рыбаков, а внизу слева – трогательные мордочки нерп. Впечатляет серия «Художники на Байкале», выполненная в технике цветного офорта. В листах «Башарин рисует», «Жемерикин на этюдах», других мы явственно слышим посвист байкальских ветров, мощь и грозное величие природы и невольно проникаемся симпатией к живописцам, сроднившимся со стихией, с космосом Байкала.
Первая персональная выставка Александра Шипицына состоялась почти 45 лет назад, в 1964 году, в Иркутском Доме художника. Тогда он выставил более ста работ. С этого времени художник участвует во всех областных, зональных и многих республиканских выставках, а также международных, его работы находятся в частных коллекциях Германии, Франции, Монголии. В последние годы Александр Сергеевич всё чаще обращается к живописи. На одной из недавних выставок в центре им. Рогаля он представил на суд зрителей несколько живописных работ, в том числе из серии «Цирковые сцены».
Как правило, на открытие его выставок приходит немало молодёжи – и неудивительно. Много времени он отдаёт преподаванию, воспитал несколько поколений художников, работая в Иркутском училище искусств. Более десяти лет заведовал кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» в политехе, сегодня профессор Шипицын возглавляет кафедру в педагогическом университете, преподаёт рисунок, живопись, графику. Конечно же, педагогическая работа – отнюдь не белые хлеба, она отнимает уйму времени и сил, приходится буквально выкраивать время для собственного творчества. О том, что это удаётся, красноречиво говорит его нынешняя, юбилейная, выставка (недавно Александр Шипицын отметил своё 70-летие) – многие офорты созданы в самые последние годы.
Время от времени, заглядывая к нему в мастерскую, убеждаюсь: художник по-прежнему в творческом поиске, в работе. А его синие глаза излучают радость.