издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Строительная стратегия Павла Голышева

Фирма братьев Голышевых родилась во времена перестройки. В конце 80-х – начале 90-х ей не было равных в дорожном строительстве, а ещё она возводила дома, строила перерабатывающие производства. И всегда задавала тон в применении новых технологий. Выстроенные ею коттеджи в пос. Марково до сих пор привлекают оригинальностью и дизайном. Перебравшись через океан, старший из братьев – Павел – создал свою строительную фирму. В США, Латинской Америке, Китае он строил асфальтобетонные заводы, организовывал лесоперерабатывающие производства, делал мебельный щит для Кореи и Японии. На Дальнем Востоке Голышев создал лесоперерабатывающее предприятие, пилил и переводил полуфабрикат в Китай.

Недавно Павел Александрович встретился в Германии со старым знакомым, бизнесменом Еханом Шнелем, которого в шутку прозвал Иваном Быстрым (в переводе на русский). Последний возглавляет группу компаний «Weinnig», которая является мировым лидером по изготовлению деревообрабатывающих станков второго ряда. К настоящему времени она разработала технологию и изготавливает станки по производству нового строительного материала из дерева – дендролайта, который одновременно является и лучшим утеплителем. В той же Германии Голышева привлекло производство по изготовлению ориентированной стружечной плиты (ОСП) фирмы «Дефенбах». Это плиточный строительный материал, без которого сейчас не обходится ни одна стройка, мебельное производство, сельское хозяйство. Заморские строители называют его материалом нового тысячелетия. Оба этих производства он и вознамерился перетащить в Россию, в Сибирь. Как, зачем, почему? Обо всём этом и пойдёт речь в беседе нашего корреспондента с Павлом Голышевым.

– Павел Александрович, не успели вы осесть в Иркутске, а в местных СМИ уже появилась информация о голышевских заводах и производствах в Усолье-Сибирском и Ангарске. Где тут правда, а где вымысел?

– Мотаясь по зарубежным странам, я время от времени приезжал в Иркутск к родителям и, конечно же, хорошо информирован о ситуации в строительной отрасли. Подробней ознакомившись с технологией Ехана Шнеля и заручившись поддержкой в правительственных кругах, решил: строю в Приангарье два серьёзных производства – завод по изготовлению ОСП и дендролайта. Никто ничего мне не предлагал, не просил, сам потихоньку сформировал команду, создал фирму ООО «Базис – ПГ» и вышел на эти проекты.

Технология первого позволяет из вершинника и балансов делать щепу длиной 15 и шириной 3 см. Затем эта стружка укладывается на конвейерную линию (один слой вдоль, второй – поперёк) и склеивается толщиной от 6 до 40 мм. Получается та же фанера, только гораздо «круче» по долговечности. Она и является частью будущего строения. Сооружаем каркас из деревянного либо металлического профиля, ставим плиты ОСП, а между ними – утеплитель. Всё. По такой технологии строят жильё Америка, Австралия, Канада… Созданы заводы по производству ОСП в Бельгии, Польше, даже эстонцы один такой поставили. А почему не задействовать его в России?

– Вами уже что-то предпринято для создания названных производств?

– В Усолье-Сибирском займёмся переработкой древесины: сортировка, биржа пиломатериала, сушильный комплекс. Это производство даст нам обрезной пиломатериал. Из 1 млн. куб. м древесины будем иметь 475 тыс. высококачественной доски (точность 2 мм на длине 6 метров), которая пойдёт как на собственные нужды, так и на реализацию. А ещё будем выпускать до 3 тыс. куб. м клеёного бруса в месяц. Сейчас там идёт монтаж сушилок на 1000 куб. м (действующие на 360 куб. м работают), установили оборудование для выпуска погонажных изделий, заказали германскую пильную линию на 7,5 тыс. куб. м в месяц.

Что касается производств ОСП и дендролайта, то их развернём на Ангарском электромеханическом заводе, с руководством которого заключён договор на долговременную аренду площадей. В одном из пустующих корпусов площадью 5,5 тыс. кв. м и разместим производства по выпуску стружечной плиты и дендролайта – основных составляющих для полного комплектного дома. Верим, что данные производства явятся действительно мощной индустриальной базой домостроения, которая будет поставлять комплектные дома. Думаю, 1 млн. кв. м в год для нас проблемой не станет.

– Чтобы строить из названных материалов дома, необходимы ещё и утеплители. А они, как вам известно, дорогое удовольствие.

– Согласен. На этот случай у нас в запасе будет дендролайт. Зачем вам искать где-то утеплитель, если можно взять и связать ОСП с дендролайтом?

– Можно чуть подробней об этом материале, что он представляет собой?

– «Дендро» в переводе с греческого – дерево, «лайт» – лёгкое. Я бы добавил ещё – прочное, надёжное, экологически чистое. Другими словами, это не что иное, как армированное дерево. Причём решётка армирования настолько частая, что нагрузки держит огромные. Из этого материала мы будем изготавливать мебель, окна, двери. Прочные, лёгкие, экологически чистые и… дешёвые.

Для производства дендролайта используется низкосортное дерево – горельник, поражённая древесина и с синевой. Её не видно – она внутри несёт свою основную функцию решётки. Рядом второй цех делает мебельный щит 8-10 мм толщиной, который наклеивается на дендролайт. Получаем строительную плиту. Причём покрытия можно сделать из любого дерева: спальню, к примеру, из ели, комнату – из листвяка, а пол автоматически становится паркетным, он тёплый и вечный. Ночью встал и пошёл босиком по тёплому полу. На Западе уже от подогрева полов отказались, потому что при нагреве идут вредные макрохимические реакции. А этот – «автоматически» тёплый, без всякого подогрева.

Дальше идут производства по изготовлению окон, дверей, мебели. Дом строится и комплектуется кухней, спальней и т.д. Причём мебель эта будет дешевле, прочнее, долговечнее и экологически абсолютно чистая. Её можно эксплуатировать очень долго.

Здесь же будет расположено производство по изготовлению клея. Единственное, что будем покупать в Японии или в Европе, – двухкомпонентный клей, который производитель засекретил. Клеи абсолютно экологически чистые, клеевой шов наподобие сварного, материал рвётся по-живому. Потрясающие показатели по вертикальному склеиванию.

– Есть ли данные по теплопроводности, звукоизоляции?

– Стена из дендролайта в 24 см заменяет полуметровую из гипсоблока.

Во всех сегодняшних домостроительных конструкциях есть одна плохая вещь – промерзают углы у кирпича, железобетона, бруса. У наших строений они промерзать не будут. Это говорит о том, что эксплуатация такого дома на порядок дешевле, чем любого другого. Если, к примеру, вы платите за коммунальные услуги 1200 руб., то в доме из дендролайта будете платить120 руб. Он, как термос, сохраняет тепло и при этом дышит. А строительство в технологии заложено таким образом, что любой брак исключён. У нас недобросовестный каменщик кирпич может положить и так, и этак, может раствор переложить, может недоложить. А тут даже при желании брака не допустишь.

Второе – никакой отделки не требуется. Стена автоматически нулевого класса строгания, живёшь в отделанном здании: паркет сразу на полу, окно – дерево, дверь – дерево. Немцы дают гарантию на такой дом 150 лет. Из этого материала 8-этажки можно строить. Преимущества его и в том, что два человека монтируют двух-этажный коттедж с мансардой за три дня. Во всех домах до 30% занимает фундамент, у этого – на порядок ниже (3%). Фундамент ленточный, конструкция-то лёгкая, зачем лишние затраты на фундамент? Два человека берут стену и ставят, не нужны никакие подъёмно-крановые механизмы. На высоте можно обойтись механизмами лёгкой грузоподъёмности. А это, как вы понимаете, и безопасность, и скорость монтажа. В таком доме меж-этажное перекрытие не нужно, как при железобетоне, так как несущая способность плиты из дендролайта допускает это.

– Какие ещё особенности у этого материала?

– Дендролайт придумали немцы, а это – бренд. У материала высочайшие показатели по сейсмобезопасности. Ни в какое сравнение ни один плиточный материал не идёт вообще. Немецкая фирма «Ванинг» подписывает контракт на поставку оборудования и готова подписать встречный на всю нашу продукцию из дендролайта. Всё, что под дендро, – живое, на крыше можно спальню сделать или рабочий кабинет. Всё, что под крышей, – тёплое. Ни металла, ни гвоздей. У каркасного домостроения утеплитель из стекловаты, он проседает под действем влаги, а тут самый лучший в мире теплоизоляционный материал. Дома любой этажности в центре города можно без проблем поднять на один этаж! Гараж обойдётся в 10 раз дешевле, чем из кирпича или железобетона. Заехал ночью при температуре минус 40, утром пришёл, а там температура как дома.

– Вы назвали дендролайт «стратегическим материалом», что имелось в виду?

– Помните предупреждение Владимира Путина: «Нужно остановить ползучую экспансию Китая на Россию». Как это сделать? Построить военные городки вдоль границы, создать нормальные условия пограничникам, военнослужащим. Надо какой-то части перебазироваться на новое место – залили ленточные фундаменты, перевезли быстроразбираемые конструкции, тут же смонтировали, и заселяйся. Возьмём заставы в горах. Железобетон туда не потащишь, а это на руках принесли, смонтировали, и живи. И тепло, и комфорт, и служба в радость. А возьмите разведку месторождений, исследование Севера. Вместо юрты таскай на санях с места на место дом из дендролайта, и вся недолга. Ленск утопили – и сколько строят? Мы бы возвели новый городок за 2-3 месяца. Невельск тряхнуло – построили один дом, ленточку разрезали, и всё. А во что обошлась доставка железобетона, тяжёлых конструкций через пролив?

Я хочу поломать концепцию строительства в России, хватит работать дедовскими методами. КПД погубило себя тем, что цемент – это радиация, очень вредно. А здесь то же самое – крупнопанельное домостроение, тут ничего не надо – клей и дерево. Всё!

– Павел Александрович, не повлечёт ли дополнительных проблем в обслуживании жильё из ОСП и дендролайта?

– Мне не раз приходилось слышать от друзей и знакомых: живу в новом доме. Каком новом? Ты на старых сетях сидишь. Каждое лето по два месяца без холодной воды и слышишь про какие-то профилактики. Чего профилактировать, если всё уже сгнило? Авария случилась – десять метров трубы полгода ремонтируют. Очистные перегружены, отсюда всевозможные засоры, аварии. А он твердит, что в новом доме живёт. Нет, в старом.

Что такое ТЭЦ? Это радиационные летучие материалы, это лишний источник повышенной опасности для здоровья. А где гарантия безопасности? В Улан-Удэ случилась авария, и весь город заморозили. Я дал техзадание немцам, чтобы нам сделали документацию на мини-электростанцию, локальные очистные. Мы обсчитали: на 200-квартирный дом потребуются очистные 3 метра на 12, сверху они перекрываются клумбой или газоном. Оставляется небольшое технологическое отверстие, раз в год подходит к нему машина, выкачивает накопившееся, и до свидания. Обойдётся это в 50 руб. на семью в месяц, заселился и знаешь, что лет 50 у тебя ничего не случится. Установка энергетическая, которая стоит рядом, работает бесперебойно до 40 лет, обслуживается раз в год.

– На эти установки наверняка потребуется топливо: уголь, мазут или газ?

– Рядом с основным производством у нас будет стоять специальный цех, который все древесные отходы переработает в гранулы. Теплотворность их равна антрациту. Мы при нашем производстве будем производить 200 тыс. тонн. Каждая установка даёт 12-14% электроэнергии, остальное – тепло, горячая вода. На заводе будут стоять два котла производительностью 9 МВт электроэнергии каждый, а мне на производство потребуется 12 МВт. Я только на продаже энергии буду иметь 3-4 млн. евро в год. Каждый из котлов выдаёт 72 Гкал тепловой энергии. Куда мне столько? И всё это бесплатно, всё на отходах производства. Чистая прибыль при эксплуатации. Почему подобными энергоустановками не оснастить наши военные городки или сёла? Установка на три дома стоит 15-17 тыс. евро (500-600 тыс. руб.), окупается за полтора года. Свои очистные, всё своё. В таких условиях люди будут спокойно жить, не бегая с места на место.

– Во сколько обойдётся 1 кв. м жилья из этих материалов?

– Себестоимость 1 кв. м жилья из дендролайта вместе с электроэнергией, отоплением, горячей водой не превысит 15–17,5 тыс. руб. (500 евро). При такой стоимости, я больше чем уверен, у нас всё жильё заберёт бюджет, потому что деньги там киснут. Не случайно президент Дмитрий Медведев говорит: «Мы готовы любые деньги заплатить за создание индустриальной базы для строительства». Я говорю «пожалуйста» и послал аналитическую записку в администрацию президента, в которой предложил создать в Сибири главк, где через 4-5 лет будут работать полдесятка «монстров», каждый из которых даст 1 млн. кв. м жилья. Это вяжется с жилищной программой, переработкой древесины, закреплением кадров, в том числе на селе. Масса проблем решается из материала, что валяется у нас под ногами.

– А стоимость всего проекта?

– Весь проект стоит 145 млн. евро, что соответствует 5 млрд. руб. Сейчас идёт работа по оформлению финансирования. Швейцарские банки дают нам деньги, немецкие – проекты и оборудование. Создадим собственное СМУ, поставим заводы, прикупим технику, наберу специалистов. Мы делаем только нули, технологическую часть берут на себя шведы, немцы и финны. Заработает домостроительный конвейер, и я верну заёмные деньги готовым жильём. При этом смонтирую его там, где мне укажут. Под ключ. Готов на будущее контракт подписать, что 50% жилья буду делать для бюджета, т.е. 500 тыс. кв. м буду монтировать там, где скажут – в Москве, Иркутске, на Дальнем Востоке, – по ценам, заложенным в бюджете. При этом дома будут долговечными, комфортабельными и доступными, отвечающими всем нормам безопасности.

Давайте сделаем так, чтобы про нас говорили: «Россия – это фирменные деревянные дома». Как говорят про немецкие и японские автомобили. Мы можем и должны продавать свои дома по всему миру.

Беседовал Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры