издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мудрый – лечит, глупец – отрубает

Известный иркутский политик, бывший вице-губернатор и депутат Госдумы 4-го созыва Сергей Дубровин выступает в поддержку «старого» Иркутского аэропорта.

– В последнее время вновь актуализировалась тема строительства нового Аэропорта «Иркутск». Нет ни одного иркутского СМИ, которое бы не посвятило этой проблеме страницу своего издания или телесюжет. Известно, что вам хорошо знакома это проблема. Есть ли в идущих процессах неочевидные обстоятельства?

– Тема «въездных ворот», являющихся лицом города, важна всегда. То, что почувствует человек, приезжая впервые или возвращаясь в Иркутск, оставит неизгладимое впечатление от нашего города. Въезжая в Иркутск через его воздушные (аэропорт) или автомобильные ворота (автовокзал), он может сказать или подумать только одно: здесь мне не рады. Это уже потом, через определённое время, знакомясь поближе, и в первую очередь с его жителями, он обязательно изменит своё мнение. Но первое впечатление болезненной занозой будет долго портить ему настроение.

Тема строительства нового аэропорта «Иркутск» не нова. Возникла она ещё в конце прошлого века. Увеличивалось количество авиарейсов через аэропорт «Иркутск» – ведь почти каждый районный центр нашей области имел тогда свой аэропорт или взлётно-посадочную полосу, а Иркутск был главной базой сообщения центра страны с Дальним Востоком и северо-востоком СССР. Наш аэропорт – один из первых международных аэропортов в стране, и естественно, что через эти воздушные ворота почти ежегодно открывались новые международные авиалинии или активизировались уже действующие. Да и Иркутск разросся, вплотную подошёл к границам аэропорта. Была создана дирекция строительства нового аэропорта, производились изыскания, проектные работы и т.д. В общем, тратились средства. И немалые. После проведения необходимых работ была выбрана площадка недалеко от п. Усть-Орда. Кстати, иркутяне со стажем помнят, что в аэропорту «Белая» в 80-е годы XX века делали посадку самолёты центральных рейсов, когда ремонтировалась взлётно-посадочная полоса аэропорта «Иркутск». В 90-е годы идея строительства было «законсервирована», и об усть-ордынской площадке забыли. Новый всплеск разговоров о строительстве нового аэропорта возник после серии крупных авиакатастроф в районе Иркутска.

Однако была выбрана новая площадка – в пади Ключевой под Ангарском. Почему, спросите? Да очень просто: новые исследования, проектные разработки и т.д. А значит, и новые финансовые средства. Повторю: аэропорт намечался как безопасный в противовес старому – «опасному». Если строить такой важный объект, так, значит, надо было в первую очередь обеспечить безопасность полётов. А на деле? Министерство обороны выбор места строительства … не одобрило. Нам разъяснили: здесь проходят пути полётов самолётов Иркутского авиазавода. Каждому жителю Иркутской области понятно и то, что строить такой стратегически важный объект рядом с промышленными объектами г. Ангарска нельзя. Да и агломерация Иркутск-Ангарск-Шелехов рядом. Получается, от чего ушли, к тому и пришли: безопасность взлётов-посадок не гарантируется.

На этом фоне новый старт проекта, уже в Поздняково, подсказывает нам, как опытным людям: если что и получится, то очень и очень нескоро.

– Теперь, как говорится: а в это время… О ныне действующем ФГУП «Аэропорт «Иркутск». Какова его судьба?

– Насколько мне известно, ни одна авиакатастрофа в районе Иркутска не произошла по вине наших авиадиспетчеров. Раздутые центральными СМИ разговоры об «иркутской чёрной авиадыре» были выгодны определённым финансовым кругам. Их авиаприбыли напрямую зависят от бездействия иркутского аэропорта. Тем более что действовавшее тогда руководство аэропорта сделало попытку создания мощного логистического центра, начало строительство нового аэровокзала. С помощью депутатов Государственной Думы из Министерства транспорта долгосрочным порядком были выделены средства на реконструкцию взлётно-посадочной полосы и её техническое переоборудование. У нашего аэропорта была сохранена отличная база – целые династии специалистов работают здесь. Их дети и внуки получают образование, чтобы работать в иркутском аэропорту. Были установлены надёжные контакты с одним из мощнейших аэропортов мира – Мюнхенским. Открывались большие перспективы. Однако развитие ситуации пошло по другому сценарию. Хочется верить, что только по недомыслию чиновников различных уровней мы фактически передали Красноярску «пальму первенства» в перспективе развития воздушных перевозок.

Так, в Москве 2 июня этого года было принято решение о создании особой экономической зоны портового типа на базе аэропорта Емельяново в Красноярске. А ведь на их месте могли быть мы. Развитие логистической базы в нашем аэропорту прекратилось. Более полутора лет «стоит» достройка аэровокзала. Всем известно, сколько усилий прикладывает московский градоначальник Ю. Лужков для развития аэропортового хозяйства. Это строительство линий скоростных поездов, связывающих аэропорты с центром столицы, расширение подъездных путей и автостоянок, увеличение числа автобусных маршрутов. А у нас? Отказ от решения налогового вопроса привёл фактически к консервации реконструкции аэровокзала, а поднятая вокруг решения кадрового вопроса возня – к приходу иногороднего менеджмента в руководстве ФГУП «Аэропорт «Иркутск». Продолжение такой политики может привести к тому, что в недалёком будущем мы будем вынуждены «на перекладных» добираться до Красноярска, а уже оттуда разъезжаться по «городам и весям» России. Имеющееся у нас предприятие надо не закрывать (как это было в 90-е годы прошлого века), а развивать на его базе новое. В будущем ФГУП «Аэропорт «Иркутск» может стать центром местных и межрегиональных сибирских перевозок. Если у человека болит палец, только глупец его отрубит. Мудрый будет палец лечить.

– Как, вы полагаете, нужно действовать дальше?

– Сегодня у нас есть один правильный ход: оказать помощь администрации ФГУП в реконструкции аэровокзала. И это задача городской и областной администраций. Необходимо начать совместно со специалистами заинтересованных министерств РФ и депутатами Госдумы проработку перспективы развития. Нужны исследования. На это потребуется год-полтора. Заявка на строительство должна быть защищена в Москве усилиями всех ветвей региональной власти, только тогда можно рассчитывать на участие федеральных властей в финансировании проекта. Далее – строительство аэропорта, а это 7 – 10 лет.

За это время необходимо улучшить привлекательность аэропорта Иркутска через расширение логистических возможностей, привлечение постоянно базирующейся здесь авиакомпании и создание условий международного класса для пассажиров.

Подготовил Антон ОСТРОВСКИЙ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры