Бензиновый переполох
Законодательное собрание Иркутской области направит обращение в правительство России с просьбой ввести регулирование цен на нефтепродукты. Текст обращения будет подготовлен до парламентских каникул. Поводом к подобным действиям привело поведение крупнейшего поставщика ГСМ в регионе – ОАО «Роснефть». Региональные власти уже обвинили госкорпорацию в несоблюдении соглашения о сотрудничестве, а Иркутское управление Федеральной антимонопольной службы грозит огромными штрафами.
Обсуждение на июньской сессии Заксобрания вопроса о ценовой политике на рынке нефтепродуктов было внесено по инициативе фракции «Единая Россия» после кризиса, который пережил на прошлой неделе розничный рынок ГСМ региона из-за останова одной из установок по производству бензина контролируемой Роснефтью Ангарской нефтехимической компании («Конкурент» подробно писал об этом в номере за 21 июня). Выступавший перед депутатами заместитель губернатора Иркутской области Владимир Пашков рассказал, что к настоящему времени последствия дефицита автомобильного топлива в виде резкого скачка цен на топливо себя исчерпали. По его словам, стоимость бензина практически на всех АЗС вернулась на уровень 18-19 июня. Однако, как отметил Пашков, Иркутская область по-прежнему остаётся регионом с самым дорогим бензином. По сравнению с соседними Красноярским краем и Бурятией в Приангарье он дороже на 1-2 рубля. «Мы находимся на более высокой ценовой полке, — заявил вице-губернатор. — Надо вернуться на полку, где все находятся, но исключить инфляционные процессы невозможно».
Пашков полагает, что предпосылки для перемещения на другую ценовую полку у региона имеются. Он отметил, что по поручению вице-премьера и председателя совета директоров ОАО «Роснефть» Игоря Сечина руководству госкорпорации поручено пересмотреть порядок оптовых торгов для субъектов на территории региона. На этом настаивает и Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. Его руководитель Валентина Заморина рассказала, что компания проводила оптовые торги по принципу аукционов вслепую, не называя стартовую цену, предлагая покупателю направить предложения и выбирая для себя самое выгодное. Отчасти это подстегнуло рост цен. В частности, в прошлом году рост оптовой цены составил 20%, а в рознице – 6,8%. «Уже в ноябре цена розницы не смогла сдерживать цену опта, — заявила Заморина. — Самое страшное для Иркутской области, что альтернативные продавцы не имеют договорных отношений с Роснефтью. Договорные отношения с Роснефтью имеет только её «дочка» — ЗАО «Иркутскнефтепродукт» (Роснефть занимает на рынке оптовых поставок региона 90%, розничных — 35%. – «Конкурент»). Иные участники рынка вынуждены искать ГСМ по всей России».
Правда, альтернативным поставщикам топлива на «депутатском часе» слова не давали. В компании «Парламент-А» (владеет заправками ОМНИ. – «Конкурент») нашей газете рассказали, что 90% бензина, как правило, закупается в Ангарской нефтехимической компании. Однако из-за сокращения производства топлива на АНХК компания была вынуждена договариваться о дополнительных поставках из других регионов. В конце прошлой недели был закуплен бензин у ОАО «Газпромнефть» (Омский НПЗ). Схема продажи бензина у этой оптовой компании, по словам представителей «Парламента-А», такая же, как у Роснефти, – конкурсные торги. В компании отмечают, что на такие условия оптовиков приходится соглашаться, так как особого выбора у розничных продавцов нет. «Когда бензина совсем нет, мы готовы его покупать хоть у «Лукойла». У них же цены на нефтепродукты намного выше, чем у других поставщиков, — комментирует представитель компании «Парламент-А». — С «Лукойлом» же мы сотрудничаем в основном по принципу купли-продажи, без конкурсных торгов». В компании «Парламент-А» отметили, что по договорной схеме работают заводы, которые находятся на западе страны. Схему продажи бензина на конкурсных торгах, говорят в компании, диктуют в основном Роснефть и Газпромнефть.
Представители Крайснефти рассказали о том, что в конце прошлой недели пришлось закупать топливо в Уфе – 2 тыс. тонн. Приобретено топливо на условиях договора купли-продажи. Оптовые продавцы из Уфы, по замечаниям представителей Крайснефти, реализуют топливо исключительно на таких условиях. Однако работает Крайснефть с уфимской компанией «в экстренных случаях», когда резко увеличивается реализация нефти на региональном рынке (транспортировка тонны топлива, по данным ФАС, обходится предпринимателям в 3,6 тыс. рублей. – «Конкурент»). Тесному сотрудничеству мешает, главным образом, затратная схема доставки бензина из Уфы в Иркутскую область.
По мнению Валентины Замориной, к Роснефти за создание дискриминационных условий на территории Иркутской области могут быть применены оборотные штрафы, которые составляют от 1% до 15% годовой выручки. ФАС вернётся к рассмотрению возбуждённого в мае дела против Роснефти 24 июля. По словам Замориной, «если не вмешаются другие схемы», у антимонопольщиков есть все основания доказать виновность Роснефти.
Между тем, как отметил Владимир Пашков, создание конкурентной среды на рынке оптовых продаж ГСМ в Иркутской области – «вопрос слишком капиталоёмкий» и связан «с серьёзным периодом времени, с организацией бизнеса». Но на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, по его мнению, в области нужно создать госрезерв топлива. «Сегодня у нас нет областной компании, которая занималась бы таким видом деятельности», — заявил он. Решение же по организации такого бизнеса не принято. Совсем недавно вопрос о создании компании-оптовика обсуждался с руководством Роснефти администрацией губернатора Александра Тишанина. Теперь же, как утверждает Владимир Пашков, стороны не могут найти понимания даже в вопросах, касающихся выполнения соглашения о сотрудничестве. «Роснефть должна была проинформировать администрацию в случае возникновения ситуаций, которые могут повлечь за собой социально-экономические последствия, затрагивающие интересы региона, — пояснил Пашков. – Но администрацию не проинформировали даже в связи с сокращением производства бензина на АНХК. О неполадках на предприятии сообщили после обращения к руководству Сибирского федерального округа».
Иркутские парламентарии решили отреагировать на ситуацию обращением в правительство о введении госрегулирования на нефтепродукты. Хотя, по словам депутата Алексея Козьмина, Заксобрание принимало не менее четырёх подобных обращений в Госдуму. «Но если раньше тон на рынке задавали частные компании, то теперь государственные — Газ-промнефть и Роснефть, и правительство может на них влиять», — объяснил он целесообразность последней инициативы. По мнению депутата Антона Романова, имеет смысл и вовсе внести изменения в лицензионные соглашения с нефтяными компаниями, в которых зафиксировать долю нефти для реализации на внутреннем рынке. Было решено не дожидаться сентябрьской, первой после каникул сессии, а сформулировать обращение комитетом по собственности и экономической политике в июле.
В подготовке текста принимала участие Анна ПАВЛОВА, «Телеинформ»