Когда миф развеялся…
В ситуации с льготными лекарствами горькая правда заявила о себе фактически одновременно с вступлением в силу 122-го закона, когда красивый миф о гарантированном адресном лекарственном обеспечении развеялся, столкнувшись с реальной жизнью. Правда такова: люди, поверившие обещаниям и добровольно отказавшиеся от положенной им денежной компенсации в пользу необходимых им по жизненным показаниям лекарств, оказались обманутыми.
Во-первых, потому, что утверждённый Минздравом список льготных препаратов оказался намного уже и беднее спектра тех лекарств, что на самом деле требуются при лечении многих тяжёлых патологий. Во-вторых, потому, что даже те лекарства, которые значатся в заветном списке, поступают в аптеки с опозданием, их не дождёшься, за ними не достоишься, за рецептами на них к врачу не находишься. Итог: в минувшем году 43 тысячи из 152 тысяч федеральных льготников (а это, между прочим, все инвалиды по тяжёлым патологиям) отказались от своей льготы на лекарства, предпочтя ей пусть скромное, но реальное возмещение в деньгах.
Финансы – вот камень преткновения, о который спотыкаются все благие начинания в сфере лекарственного обеспечения льготников. На состоявшемся заседании общественного совета при областном отделении Росздравнадзора прозвучала одна, но достаточно красноречивая информация. Объём средств, ожидаемых из государственного бюджета и предназначенных на лекарства федеральным льготникам Иркутской области в текущем году, составляет 552 миллиона рублей. Между тем проведённый анализ показал, что ежемесячная сумма затрат на лекарства (и это без так называемого «дорогостоя») – больше 70 миллионов рублей. При таком раскладе дефицит средств на закупку лекарств для федеральных льготников составит никак не меньше 300 миллионов рублей.
С пустым карманом о каком рациональном планировании лекарственной помощи может идти речь? На заседании общественного совета прозвучал прогноз: дальнейший массовый отказ от льготных лекарств в пользу денег неизбежен. Кто-то из присутствующих даже мрачновато пошутил: таким образом острая ситуация с федеральными льготниками сама себя исчерпает. Трудно сказать, кому от такого «решения» станет легче. Больные люди, разочаровавшись вконец в государственной поддержке, вынуждены будут уповать только на свой кошелёк, но под силу ли ему, самому обыкновенному, чуть ли не каждый месяц при галопирующей инфляции «поднимать вес» в сотни, часто в тысячи рублей? Что до медиков, то они вынуждены будут выписывать трудным пациентам лекарства ценой доступнее и качеством, увы, пониже.
Положение региональных льготников, обеспечение лекарствами которых лежит на областном бюджете, тоже безоблачным не назовёшь. В областной закон «О социальной поддержке групп населения в оказании медико-социальной помощи» изменения вносились несколько раз. Последнее – в конце минувшего года. Расходные обязательства регионального бюджета сначала касались только ВИЧ-инфицированных и больных туберкулёзом. Сегодня перечень социально значимых заболеваний значительно расширился: это гепатиты группы «Б» и «С», заболевания, передающиеся половым путём, онкология, психическая патология, диабет, большая группа заболеваний, влекущих за собой гипертонию. На всё про всё в текущем году отпущено областным бюджетом 207 миллионов рублей. Причём из этой малости больше средств уходит на лекарства туберкулёзным больным, ВИЧ-инфицированным, страдающим психическими недугами. На остальное – «копейки». Члены общественного совета при областном отделении Росздравнадзора констатировали: «Региональные полномочия в лекарственном льготном обеспечении ещё дальше от реализации, чем федеральные».
Наконец, самая запутанная ситуация с реализацией на практике так называемого «постановления N890», согласно которому лекарственное финансирование по ряду заболеваний, например бронхиальной астмы или инфаркта миокарда, лежит на муниципальных бюджетах. Но если у муниципалитетов не всегда находятся средства на ремонт своих районных, не говоря уже об участковых, больниц, откуда в их бедной казне средства на хотя бы частичную оплату лекарств? Из 40 муниципальных образований Иркутской области 80% не находят на эти цели ни рубля.
Вывод, к которому пришёл общественный совет при областном отделении Росздравнадзора, неутешителен, но, по крайней мере, адекватен: в Иркутской области из-за недостатков в льготном обеспечении лекарствами массово нарушаются права пациентов по оказанию им качественной медицинской помощи.
Без иллюзий, но, по крайней мере, честно…