издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гладко на бумаге

  • Автор: Зинаида ЗАХАРЬЯНЦ

Недавно состоялись публичные слушания, на которых обсуждался подготовленный институтом «Иркутскгражданпроект» проект планировки Октябрьского округа областного центра. Проделана весьма трудоёмкая работа, и многие участники слушаний делали в адрес проектировщиков благодарственные «реверансы».

Реализация проекта сулит немало хорошего: прибавку жилья почти в два раза против того, что имеем сегодня; увеличение нормативов жилых площадей с нынешних 22-х до 26 кв. м на человека. Намечены и добрые перемены внутри микрорайонов: спортзалы и библиотеки, концертные и танцевальные залы, бассейны и кинотеатры, предприятия общепита и бытового обслуживания. Однако это, пожалуй, тот случай, о котором говорят: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Ни Иван Владимирович Хомутинников, представляющий отдел по градостроительной политике администрации Иркутска, ни кто-либо из представителей проектного института не обещали покончить с порочной практикой так называемой точечной застройки областного центра. Что такое точечная застройка, знают все – это когда недалеко от ваших окон вдруг появляется забор, а за ним начинают возводить многоэтажку, которая потом не только в самом прямом смысле слова начнёт красть у вас солнечный свет, но и станет отнимать большие объёмы горячей и холодной воды, электроэнергии. Далеко не везде, где затевают такое строительство, существующая инфраструктура способна справиться с повышенными нагрузками.

Такая ситуация складывается сегодня, к примеру, на проспекте Жукова у домов № 1 и № 11. Или другой адрес: в подобие каменного мешка превратилась территория возле домов 21а, 22а по бульвару Рябикова.

И уж совсем нешуточные страсти разгорелись в доме № 3 по улице Цимлянской, где также появились заборы, за которыми затевается новое строительство, казалось бы, не очень подходящее для этого места.

В советское время практика была иной. Город рос за счёт микрорайонов, в которых по возможности предусматривалось всё для удобства будущих жильцов. Нынче, по словам главного архитектора проекта планировки Октябрьского округа Елены Хазыковой, «всё зависит от инвестора, пожелавшего возводить объекты, проекты которых мы предлагаем». А поскольку многие предприниматели, занимающиеся строительством, озабочены только тем, как быстрее да больше заработать денег, ничего хорошего горожанам ожидать не приходится: точечная застройка никуда не денется.

В этой связи весьма правомерно замечание, прозвучавшее с трибуны публичных слушаний: «Забавная ситуация: в Москве, бесспорно, земля дороже, чем в Иркутске, тем не менее в столице дома один от другого находятся на расстоянии 300 – 500 метров. Причём Мосгордума встала на сторону москвичей в их желании избавиться от точечной застройки.

А мэр Лужков поддержал решение Мосгордумы, объявив запрет на точечную застройку».

Но вернёмся в Иркутск. Некоторые выступавшие на общественных слушаниях акцентировали внимание на том, что курс на повышенную многоэтажность застройки взят без учёта сейсмоопасности региона. В частности, возле школы № 1 возводятся два многоэтажных здания. В случае землетрясений, которые не раз уже бывали в Иркутске, помещение школы, как водится, устоит, а вот многоэтажки-то могут обрушиться и «накрыть» её.

Другой, не менее важный аспект проблемы. Гаражи для многих иркутян нынче не только «крыша» для собственного автомобиля, но и место хранения выращенных на даче овощей, всяческих домашних заготовок. Совсем не зря гараж называют второй квартирой. Когда по какой-либо причине власти затевают их снос, это становится головной болью владельцев: ведь купить участок под гараж нынче дело, подъёмное только для очень обеспеченных людей. А судьба многих гаражных кооперативов висит сегодня на ниточке.

Далеко не всё благополучно в Иркутске с пешеходными переходами и остановками общественного транспорта. Профессиональный строитель, активист общественного самоуправления микрорайона Солнечный Александр Константинович Ульянов с трибуны слушаний сказал: «Согласно генплану, предложенному в двухтысячном году, вдоль проспекта Жукова предполагалось по-настоящему обустроить остановки, однако это не сделали. Выходишь из троллейбуса, идёшь по «зебре», а на тебя машина летит. Неудивительно, что в Солнечном погибло немало людей из-за того, что на остановках нет «карманов», дающих людям обзор». Кстати, по схожей причине едва не пострадала на остановке «Лисиха» и автор этих строк. Есть в Иркутске немало перекрёстков, ступив на которые, пешеход в буквальном смысле рискует жизнью. Очень кстати пришлось замечание Александра Константиновича Ульянова: на подобные общественные слушания необходимо приглашать руководителей ГИБДД. И на очень невесёлые мысли наводит то, что буквально на следующий день по окончании публичных слушаний он был жестоко избит неизвестными, что послужило причиной его смерти.

Стоит упомянуть и о таком нюансе: в ходе публичных слушаний представители общественности с трудом добились, чтобы кроме председателя слушаний и секретаря, представляющих городскую администрацию, ради объективности освещения события и принятых решений были избраны сопредседатель и секретарь от горожан. Ведь уже имел место факт фальсификации решений, когда обсуждалась ситуация с новостройками по бульвару Рябикова. У нас, рядовых иркутян, почти нет сегодня возможности как-то отстаивать своё законное право жить в нормальных условиях при здоровой окружающей среде. Один за другим в городе исчезают остатки зелёных островков. Во многих дворах детям уже негде играть без риска попасть под автомашину. Без зазрения совести их ставят прямо на тротуарах и детских площадках. Стало проблематичным рядовому иркутянину выйти погулять на берег Ангары или водохранилища: большинство береговых зон застроено особняками «белых людей».

Закончить рассказ о публичных слушаниях мне хочется словами общественницы Татьяны Владимировны Гаревой, которая, в частности, сказала: «Многие СНИПы в проектах нарушаются. Безосновательно считать, что через 10 – 12 лет такой застройки вы попадёте в цветущий город, в котором легко жить! Я бы посоветовала мэру обязать всех чиновников, архитекторов и проектировщиков, а также специалистов Госстройнадзора пройти хотя бы полумесячное экологическое обучение. Да и всем нам невредно учиться экологии, как учатся математике и русскому языку».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры