В тени уснувшего вулкана
Из Кореи на днях вернулась группа художников-преподавателей Иркутского художественного училища. О сотрудничестве учебных заведений Иркутска, Кореи и Монголии рассказывает директор училища Людмила Назарова.
– Ещё в 2005 году корейский университет Пэ-Джэ города Таэджона, Улан-Баторский институт изящных искусств и наше училище договорились о совместных пленэрах, которые будут поочерёдно проводиться в одной из стран. Педагоги Иркутска ездили в Гоби и пустынную зону Монголии, в свою очередь мы принимали корейскую и монгольскую делегации на Байкале. Результатом этих пленэров становились выставки, последняя называлась «Восточный экспресс» и была организована в галерее современного искусства областного художественного музея имени Сукачёва.
В Корее мы открывали выставку «Звёзды Востока», на которой представили работы десяти художников-преподавателей училища. Надо заметить, дорога была не из лёгких: сначала на поезде мы приехали в Монголию, где объединились с педагогами института изящных искусств, далее полетели на самолёте в Таэджон и по прибытии сразу приступили к строительству экспозиции в культурно-развлекательном центре.
Открывалась выставка под звуки барабанов художников-керамистов. Техника изготовления керамики в Корее похожа на нашу, в работе используются ангопы – цветная глина без глазури и сложных орнаментов. В изделиях корейцы придерживаются древних национальных традиций. Керамические вазы, чаши, большие и малые жбаны для хранения кимчи они украшают скромными рисунками, которые наносят на сырую глину штампами.
Наш пленэр должен был состояться на острове Мокпо, куда мы переправлялись на огромном пароме. Удивила домашняя обстановка, царящая на нём. Для людей на пароме отведена специальная палуба, разбитая на площадки-подиумы, между которыми проложены дорожки. Сначала корейцы снимают обувь, потом располагаются на этих площадках, предварительно достав из своей поклажи продолговатые подушечки. Одни мирно укладываются спать, другие устраиваются в позах, удобных для созерцания.
Мокпо называют островом мандаринов. Когда цветут деревья, запах доносится до материка. Мокпо – уснувший вулкан, кратер его зарос клёнами с красными листьями и травой, зелень которой имеет множество причудливых оттенков. Лава застыла потоками чёрного цвета, издалека напоминающими выжженные массивы, вблизи это пористые камни, разбросанные по поверхности острова.
Художники – народ любознательный, им интересны люди и природа, окружающая их, в запахах они «видят» цвет, а цвета воспринимают эмоционально. Монгольские и иркутские педагоги впитывали в себя «информацию» острова, чувственно воспринимая каждый нюанс. Поразили женщины-ловцы жемчуга. Каждая оставляет на поверхности воды свой буёк, к которому привязана верёвка. По ней они спускаются на дно и поднимаются на поверхность, чтобы сделать глоток воздуха и снова нырнуть. На морской глади эти разноцветные буйки кажутся островками умиротворяющей живописи.
Нас изумила красота ботанического сада Мокпо, разбитого на итальянские, английские, японские сады и парки. Японский сад камней, например, состоящий из небольших мостиков и фонтанчиков, напоминает декорацию кукольного театра. В итальянском парке, наоборот, бьют огромные фонтаны, окружённые высокими колоннами. На корейской территории множество прудов, заросших гигантскими кувшинками, царственно расстелившимися по водной глади.
Свои впечатления мы сохранили в памяти, чтобы поделиться ими с учениками. А на следующий год студенты из университета Пэ-Джэ, Улан-Баторского института изящных искусств и нашего художественного училища поедут на пленэр на Ольхон, чтобы увидеть и запечатлеть в этюдах красоту острова, считающегося сердцем Байкала.
Записала Светлана ГРИГОРЬЕВА