издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пою тебя, Илим!

  • Автор: Лилия КОБЯКОВА

Поводом для написания этого материала о Георгии Замаратском послужила его очередная персональная выставка, развёрнутая в галерее современного искусства «Дом художника».

Оговорюсь сразу: это не первое моё знакомство с творчеством живописца – припоминается его недавняя выставка в Доме литераторов им. П. Петрова, которая отчётливо показала, что не оскудела земля наша талантами. Вот и последняя его экспозиция ещё раз подтвердила: живописец находится в поиске новых форм самовыражения, колористических, композиционных решений. Наряду с уже знакомыми пейзажами, портретами, исполненными в реалистической, классической манере, можно выделить холсты, в которых на первый план выходит ассоциативность мышления автора, например «Илим в ореоле памяти». Сквозь волны времени проступают контуры его любимой малой родины – Илима. Или «Жизнь, ты житуха наша» – переплетённые стволы деревьев напоминают нам о судьбах человеческих.

И вообще говоря, Георгий Иннокентьевич – личность уникальная. В нём удивительным образом соединились таланты самые разнообразные. Он – автор нескольких романов, повестей, сборников стихов.

Откуда эта страсть к самовыражению в бывшем деревенском парнишке? Деревня Погодаева, где он родился, – одна из тех в Нижнеилим-ском районе, что была затоплена в период строительства гидроэлектростанции. Уже в детстве у Георгия проявились способности к художественному творчеству, была надежда на школу, где он мечтал углубить свои познания на уроках рисования, но… грянула война. Стал учиться сам по журналам, книгам, рисовал с натуры пейзажи, портреты товарищей и писал стихи.

Отслужив срочную, в 1951 году поступил в Иркутское художественное училище и после пяти самых счастливых в его жизни лет вернулся в родные края. Работал в школе, в районном Доме культуры оформлял спектакли. Был даже режиссёром театра, который при нём получил звание народного.

Творческая дорога Георгия раздвоилась: писал картины и книги. Известность приобрели его романы «Твой ход, «Яверя», «Пыхтуны», сборники стихов «Пою Илим», «Паренёк из деревни Зыряновой», «Песни полей. Илимские были», ряд других.

В связи с затоплением Нижнеилимска переехал в Железногорск, работал школьным учителем черчения и рисования, по просьбе родителей возглавил детскую художественную школу, работе в которой отдал не один десяток лет. Учил детей, учился сам. Участвовал более чем в 50-ти персональных и совместных с другими художниками выставках.

Живописные холсты Замаратского – нередко великолепная иллюстрация его поэтических строк:

Ищу слово густое

Или кисть серебрю,

Жизнь не терпит застоя,

Потому я творю.

Память постоянно возвращает художника и поэта в прошлое, когда была ещё жива его Матёра – Илимская пашня, кормившая всю Сибирь. На своих холстах живописец воссоздаёт картины жизни «земли отцов», «святой нашей старины». Не специальное образование, а опыт народной жизни сделали его историком, этнографом, географом, филологом, в полном смысле слова знатоком Приилимья, художественным летописцем родного края. И эти знания согреты «теплом отеческого дома».

Георгий Иннокентьевич Замаратский является заслуженным работником культуры, почётным гражданином города Железногорска, членом Союза писателей, имеет шесть правительственных наград. Но признание народное выше всех наград. Имя художника широко известно в Сибири и особенно в Приилимье. Во многих частных коллекциях детских садов, школ, в холлах различных учреждений Железногорска, в посёлках и деревнях района, а теперь и в Иркутске можно увидеть портреты и пейзажи его кисти.

На снимках Егора СОБОЛЕВА: работы художника из экспозиции выставки в Доме художника

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры