издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Обмену не подлежит?

На вопросы читателей отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Иркутской области Нина АСТРАХАНЦЕВА.

«Мой сын в «Бонусе» на улице Улан-Баторской в Иркутске купил в подарок книгу. Взял кассовый и товарный чеки. Не выходя из магазина, обнаружил на обратной стороне обложки дефект и попросил заменить товар. Но ему отказали. На ваш взгляд, это правильно?» (Галина Серёдкина, г. Шелехов).

– Непериодические издания, в том числе книги, входят в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену. Вопрос обмена книги или возврата денег в вашем случае можно решить только в судебном порядке. Согласно статье 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который гарантийный срок не установлен, если будет доказано, что они возникли до передачи товара потребителю.

«В Иркутске в Торговом комплексе во многих павильонах висит объявление «Одежда обмену и возврату не подлежит». Знаю, что запрещается обменивать и возвращать бельё. Правомерно ли поступают работники торговли?» (Елена Плешевенкова, г. Иркутск).

– Работники торговли поступают неправомерно. Статья 25 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает в течение 14 дней обмен непродовольственного товара, если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, у того же продавца. Обмену и возврату не подлежат швейные, трикотажные бельевые и чулочно-носочные изделия. Обмен проводится, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо другой документ, подтверждающий оплату, или свидетельские показания. Если аналогичный товар отсутствует в продаже в день обращения, потребитель вправе потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Это требование должно быть выполнено в течение трёх дней со дня возврата товара.

«Купила золотые часы, на другой день они остановились. Оказалось, что часы год пролежали в магазине после изготовления. Может, батарейка села или что-то другое. Не знаю. Пошла в магазин, а мне сказали, что мастер у них приходящий. Бывает редко. Разве я должна подстраиваться под его режим работы? Если отнести часы в мастерскую, пропадёт гарантия. Что делать?» (Галина Прошкина, г. Усолье-Сибирское).

– Под режим работы приходящего мастера по ремонту часов подстраиваться не надо. Для устранения причины недостатка в товаре вы должны обратиться к продавцу. Из положений части 2 пункта 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» следует, что продавец, уполномоченная организация или индивидуальный предприниматель обязаны принять товар ненадлежащего качества и провести его проверку. Вы имеете право участвовать в ней.

В случае спора о причинах возникновения недостатка товара продавец (уполномоченная организация или индивидуальный предприниматель) обязан провести экспертизу за свой счёт. Вы вправе присутствовать при её проведении. При несогласии с её результатами можно оспорить заключение в судебном порядке. Вы можете в течение гарантийного срока обратиться не только к продавцу, но и в сервисную мастерскую, которая уполномочена изготовителем. Адреса таких центров доводятся обычно продавцом при оформлении договора купли-продажи или в прилагаемой документации.

Подготовила Людмила АРТЕМЬЕВА, пресс-служба управления Роспотребнадзора по Иркутской области

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры