Право на детство
Так называется социальный проект по реабилитации беспризорных детей христианского «Центра восстановления». Здесь не дарят детям игрушек и не рассказывают сказок. Общение проходит на равных – потому что не поймёт тебя ребёнок, если ты вдруг начнёшь охать, ахать и вздыхать, видя, как он, голодный, оборванный, ходит от одного прохожего к другому и просит монетку на хлеб. Родители либо пьют, либо их нет вообще, а в приюте его унижают такие же бездомные, как он сам. И получается, что ему больше и идти-то некуда, кроме как на улицу, к незнакомым дядям и тётям, которые стараются не замечать чего-то маленького, грязного, вертящегося под ногами и заунывно тянущего: «Дайте монетку. Есть хочется!».
– Мы помогаем детям из неблагополучных семей, – поясняет Сергей Зверев, координатор проекта. – Детям, родители которых пьют либо в семье сложная психологическая обстановка, – и в результате ребёнок оказывается на улице, и, конечно, ребятам из подвалов, канализационных люков. Три раза в неделю организовываем для них горячее питание, вывозим в баню, приносим одежду. Работаем с семьями. Важно не только найти ребёнка и вернуть его родителям, но и понять, почему он выбрал улицу. Ведь встречаются дети и из материально обеспеченных семей.
В рамках проекта волонтёры центра проводят различные мероприятия, организовывают детские праздники и олимпиады. А с прошлого года начал работу палаточный лагерь на Ершовском заливе, в десяти километрах от Иркутска.
– В лагерь мы приглашаем всех желающих, – говорит Сергей. – Проживание в палатках, трёхразовое питание, насыщенная программа. Планируем в этом году провести четыре сезона, каждый по десять дней. Главное – чтобы дети всегда были заняты. Мы стараемся внушить ребёнку, что он особенный, не похожий на других, достойный любви – чтобы он мог почувствовать свою нужность.
В день очередного заезда в лагерь к десяти часам в центр пришли 24 ребёнка – кто-то с родителями, кто-то из приюта, а некоторые из подвала. Один из таких – Дима, 17 лет. На вид ему больше тринадцати не дашь. В лагерь он едет с тремя братьями. Живут они в Смоленщине. Мать, по всей видимости, их бросила, уехав в другую область. В лагерь Дима ездил в прошлом году, понравилось. В школу 17-летний парень ходил всего год, читать и писать не умеет.
– Мы должны показать этим детям, что такое доброта, искренность – то, чего у них нет в жизни, – убеждён Сергей. – Если это беспризорник, ребёнок с так называемым девиантным поведением, нельзя списывать его со счетов жизни. Мы пытаемся помочь ему стать полноценным человеком.
Но в лагерь «Центра восстановления» едут не только «трудные».
– Я отправляю двух внуков, – говорит пожилая женщина. – Очень за них переживаю. Знаю, что в лагере собираются разные ребята, многие успели такого повидать в жизни… Но для меня важно то, что лагерь бесплатный. Я пенсионерка, отца у ребятишек нет, а мать зарабатывает мало. Ничего, думаю, когда-то же надо моим ребятам начинать знакомство с жизнью. Ведь им придётся ещё со многим столкнуться.