издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Игра по-крупному

Торговые сети увеличивают свои доли на розничном рынке Иркутской области

Сетевые ритейлеры растут в регионе ударными темпами. В гонке за потребителем они вынуждены ежегодно удваивать собственные обороты и увеличиваться почти вполовину. Возросшие аппетиты продуктовые сети удовлетворяют за счёт более мелких игроков – в Иркутске уже началась череда слияний и поглощений сетевиков. По прогнозам экспертов, до конца года стоит ожидать объединения ещё пары ритейлеров из разных городов региона. Впрочем, несмотря на укрупнение, сетевая торговля занимает пока всего лишь пятую часть рынка розницы Иркутской области. Такая неосвоенность сегмента внушает оптимизм федеральным игрокам и обеспечивает спокойствие антимонопольной службе.

На съедение сетям

Череда слияний и поглощений торговых сетей началась в Иркутской области ещё весной. Тогда региональная сеть «АМИК Кэш энд Керри» объединилась с кемеровским ритейлером «Регионмарт», владеющим магазинами под маркой «Поляна». Акционер «АМИКа» Игорь Мельцер получил в «Регионмарте» 25% акций. Стоимость сделки, по разным оценкам, могла составить от 2,8 млрд. до 4,9 млрд. рублей. Как сообщил «Конкуренту» источник в компании, сейчас «АМИК» проводит ребрендинг своих магазинов «Бонус». Два из них, находящиеся в микрорайоне Первомайский и Иркутске-2, уже работают под новой маркой «Поляна». Ритейлер собирается переименовать все свои 29 магазинов в Иркутской области, однако сроки пока неизвестны. В этом году планируется открыть ещё 19 супермаркетов под брендом «Поляна». По оценкам компании, в новые магазины будет инвестировано порядка 285 млн. рублей. Финансированием проекта занимается один из акционеров «Регионмарта» — УРСА Банк. Объединённая компания в 2008 году планирует увеличить свою прибыль в 2,5 раза – до 7 млрд. рублей, а долю присутствия на рынке региона – до 18-20%.

Тем временем играть по-крупному решил ещё один региональный ритейлер. ООО «Кентавр-Сиб», управляющее магазинами «Цезарь» и «O’k», поглотило сеть из семи супермаркетов «Рублик». Как ранее сообщал «Конкуренту» управляющий директор сети «Рублик» Андрей Черных, магазины изначально готовились на продажу. По его словам, в прошлом году компанию собиралась купить сеть супермаркетов «Слата», но окончательных договорённостей достигнуто не было. После того как «Кентавр-Сиб» закрыл сделку, он увеличил долю своего присутствия на региональном рынке сетевой торговли продуктами приблизительно до 35%, заняв лидирующие позиции среди ритейлеров. Стоимость сделки, по некоторой информации, составила около 450 млн. рублей, или 60% от оборота поглощаемой сети. Эксперты называют эту сделку «недешёвой» и полагают, что стоимость ритейлеров в Иркутской области будет расти вместе с интересом к ним со стороны более крупных игроков. Вероятно, это не последнее приобретение ООО «Кентавр-Сиб» в этом году, рассказал руководитель Агентства регионального развития потребительского рынка и сферы услуг Сергей Лыков. Он уверен, что покупка «Рублика» – это лишь первый шаг сети по укрупнению, которая намерена существенно наращивать собственные силы. Причём ритейлер готов выйти за пределы областного центра. По словам одного из наших собеседников, аппетит «Кентавра-Сиб» может быть направлен на сеть магазинов «Континент» в Ангарске.

Укрупнение сетей диктует динамично развивающийся рынок, уверены эксперты. Игроки действуют по принципу «Расти, а то проиграешь». В нынешних условиях ритейлер, чтобы оставаться на плаву, должен обеспечивать себе пятидесятипроцентный рост и удвоение оборотов. Органическим путём такие бешеные темпы невозможны, поэтому активизировались процессы слияния и поглощения, считает Лыков. Причём эти сделки в большей степени характерны именно для продуктового бизнеса.

Логистика решений

В остальных сегментах ритейла игроки предпочитают расширять своё влияние либо за счёт открытия собственных магазинов, либо работая с регионами по франшизе. Организовать торговлю по последней схеме уже пыталась, к примеру, сеть магазинов медиа-продукции «Союз». На тот момент один из совладельцев сети, по совместительству хозяин игровых клубов, рассчитывал таким путём диверсифицировать свой бизнес, направив освободившиеся средства из азартной сферы в ритейл. Однако в Иркутске у «Союза» не сложилось. Его активы перекупила местная сеть музыкальных магазинов «Мьюзик мост», но структура бизнеса этих компаний не поменялась. Как сообщил «Конкуренту» начальник отдела маркетинга группы компаний «Фортуна» Игорь Голиков, в перспективе ближайших трёх лет в Иркутск попробуют зайти несколько крупных федеральных торговых структур. Сейчас ГК ведёт переговоры с сетями «М-Видео», «Детский мир», «Спорт-мастер» и «О’k» из Санкт-Петербурга. Условия выхода новых сетей на иркутский рынок ещё неизвестны. Игорь Голиков допускает, что ритейлеры будут управлять магазинами под своими брендами самостоятельно, а не по франшизе. «Компании хотят полностью контролировать развитие на новой территории», – полагает маркетолог.

Впрочем, основными игроками в сетевой продуктовой торговле ещё некоторое время будут оставаться местные ритейлеры. «Федеральные сети в Сибирь не спешат, – отметил аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Краснопёров. – «Пятёрка» крупнейших игроков осваивает достаточно свободные рынки на территориях до Урала». Как пояснила эксперт ИК «Проспект» Ольга Самарец, пока для федералов проблематично наладить в регионе логистику. Это подтверждается печальным опытом челябинских супермаркетов «Незабудка». Не успела сеть зайти в регион, как уже закрылась. Несколько её магазинов были выкуплены «Кентавром-Сиб» и «Янтой». Впрочем, по словам Ольги Самарец, сети в последнее время много внимания уделяют логистике, поэтому при серьёзной заинтересованности в рынке они найдут способы организовать товарные потоки. По предположению Сергея Лыкова, наиболее вероятным игроком, который мог бы зайти в Иркутскую область, является сеть супермаркетов «Пятёрочка», чьи магазины по франшизе уже работают в соседнем Красноярске.

Быть в доле

В результате рынок продовольственной розницы поделят между собой несколько наиболее крупных сетевиков, полагают эксперты. В областном центре, по данным управления торговли и координации деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на конец 2007 года, действуют 34 магазина сети «Янта», 11 гипермаркетов «O’k» и 3 супермаркета «Цезарь» (управляются ООО «Кентавр-Сиб»), 11 магазинов «Бонус» (ОАО «АМИК»). Ещё 5 супермаркетов сети «Багира» принадлежат ООО «Сибатом». На последнем месте по количеству магазинов сеть под названием «Вулкан», принадлежащая ООО «Ангара», которое управляет всего двумя объектами. Обороты наиболее крупных ритейлеров в области уже достигают 140-150 млн. долларов. Общий оборот розницы за первые шесть месяцев 2008 года составил 39,4 млрд. рублей, свидетельствует Иркутскстат. По этому показателю Приангарье занимает четвёртое место в рейтинге регионов Сибири. Больше Приангарья в Сибири тратят на продукты только в Кемеровской, Новосибирской областях и Красноярском крае.

Эксперты исключают возможность монополизации рынка продуктовой розницы. Даже на самого значительного сетевика приходится не более 5% от общего оборота розничной торговли области. Общая доля сетевой торговли в регионе остаётся тоже крайне низкой. По оценке председателя совета директоров группы компаний «Регионмарт» Сергея Колесника, этот сегмент рынка в Приангарье занимает всего 20 – 25% рынка розницы, что в два раза ниже, чем в Западной Сибири. «Иркутской области пока не стоит опасаться монополизации этого сегмента», – полагает Михаил Краснопёров. Антимонопольные органы ещё не проводили анализ этого сегмента рынка и не определяли порог доминирования сетей, сообщили в пресс-службе со ссылкой на заместителя начальника УФАС по Иркутской области Александра Кулеша. По его словам, проверку могут инициировать либо органы власти, либо хоязйствующие субъекты, либо сама ФАС. Однако в службе сомневаются, что в ближайшее время у кого-либо из сторон появится интерес к рынку розницы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры