Добрая воля закону не указ
Посёлок Окунайский может остаться без электроэнергии
Энергетики обеспокоены качеством подготовки региона к отопительному сезону. Если крупные города выдерживают график и уже заканчивают приёмку сетей и тепловых пунктов, то в глубинке ещё, как говорится, конь не валялся. А ведь за окном уже короткая сибирская осень. Сегодня на карте уже обозначились точки, где проблемы тепло- и энергоснабжения этой зимой могут стать вопросами жизни или смерти.
В числе проблемных – посёлок Окунайский Казачинско-Ленского района, считает директор департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи администрации Иркутской области Пётр Воронин. Небольшая станция на БАМе регулярно находится в центре внимания.
Первый звоночек из Окунайского раздался 6 января нынешнего года. Тогда из-за поломки глубинного насоса остановилась котельная. Второй звонок, уже погромче, прозвучал в августе. Тогда неплатежи заставили «Иркутскэнерго» прибегнуть к «политике рубильника». Что же происходит в Окунайском?
Посёлок строился не как стратегический плацдарм на БАМе, поэтому и не был избалован вниманием центральной прессы. Там располагалась исправительная колония № 51, обитатели которой «распускали» лес на шпалы для строительства магистрали. В посёлке рядом с колонией жили сотрудники системы исполнения наказаний, их семьи. От колонии зависела вся коммунальная инфраструктура: школа, детский садик, несколько десятков жилых домов.
Не так давно руководство ГУ ФСИН России по Иркутской области решило, что больше «контингент» в Окунайском не нужен, и перевело всех «сидельцев» поближе к областному центру. Несколько сотен обитателей посёлка – в основном бывшие сотрудники ИК с семьями – оказались брошенными на произвол судьбы. Мало того, что им пришлось ломать голову, как заработать на жизнь, так вдобавок ребром встал вопрос о судьбе коммуникаций.
По словам главы Новосёловского сельского поселения Нины Калашниковой, в составе которого и находится посёлок, ещё прошлой осенью администрация колонии выходила с обращением о принятии объектов жилого фонда федеральной собственности и объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность. Новосёловское МО было не против принять наследство, однако, по утверждению главы поселения, бывшие владельцы не предоставили необходимые документы – землеустроительное дело, кадастровый план, регистрацию ФГУП «Ростехинвентаризация», свидетельства на право собственности и так далее. Кроме того, ГУ ФСИН не стало производить капитальный ремонт обветшавших теплосетей, канализации, водоснабжения и котельной.
В такой ситуации органы местного самоуправления не имеют ни права, ни возможности передать коммуникации эксплуатирующим организациям. Более того, таких организаций на территории муниципального самоуправления просто нет. Это значит, между прочим, и то, что некому собирать с населения деньги за предоставленные коммунальные услуги. Рассчитывать на взаимопонимание ГУ ФСИН и выставлять счета ему не могли уже энергетики: в соответствии с распоряжением Правительства РФ эти объекты уже исключены из Реестра федерального имущества.
Тем временем жители посёлка продолжали пользоваться канализацией, водопроводом и потребляли электроэнергию. Вопрос, кто будет платить, поставили именно энергетики. Во-первых, им не поступали платежи, во-вторых, компания прекрасно понимала, что претензии предъявить некому и потреблённая населением тепло- и электроэнергия может остаться без оплаты.
Заместитель директора по сбыту фирмы «Энергосбыт» Юрий Тарапатин утверждает, что когда руководство колонии уведомило о прекращении действия договора, энергетики всё равно более месяца продолжали подачу электроэнергии, надеясь на разрешение ситуации. Потом поняли, что пришла пора радикальных мер. Они заблаговременно предупредили местную администрацию и прокуратуру, а 11 августа обесточили ЛЭП, идущую на Окунайский. Реакция не заставила себя долго ждать: население забеспокоилось. В дело вмешался временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Есиповский, и по его просьбе энергоснабжение восстановили. Администрация муниципального образования предложила «Энергосбыту» заключить временное соглашение, по которому обязалась взимать с населения деньги и погашать задолженность. Соглашение это не только временное, но и, по существу, незаконное, так как никакой правовой базы, кроме доброй воли сторон, под ним нет. По этому поводу Юрий Тарапатин уже был вынужден давать объяснения в прокуратуре. Разобравшись в ситуации, правоохранительные органы лишь развели руками…
Была надежда, что ситуацию с Окунайским помогут распутать в Москве. В конце августа специалисты фирмы «Энергосбыт» участвовали в федеральном селекторном совещании, темой которого стала оплата лимитов бюджетных организаций, где ситуация с колонией была принята на особый контроль. На нём присутствовали все влиятельные ведомства. На севере Иркутской области до отрицательных температур воздуха рукой подать. «Кто будет платить, когда расход электроэнергии увеличится в десятки раз? – спрашивают энергетики. – Как поступать с другими должниками, например, исправительной колонией?» Между тем действенное решение так и не было принято, а жители домов с центральным отоплением из Окунайского стали подумывать, что пора устанавливать печки-«буржуйки».