Просительное требование
В областном центре прошёл митинг в защиту озера Байкал
9 сентября в Иркутске на площади у Дворца спорта состоялся митинг, инициированный Байкальским движением и региональной общественной организацией «Байкальская экологическая волна». Он был направлен против сохранения на берегу уникального озера Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Организаторы надеялись, что это мероприятие приобретёт особую актуальность в связи с проведением его в преддверии Дня Байкала и во время пятого Байкальского экономического форума.
Стрелки часов поползли в сторону шестого часа вечера, а народ, приглашённый протестовать на площадь к 17.00, почему-то задерживался. Коротая время, с интересом наблюдал, как мои телевизионные коллеги вылавливали на пустой площади одиноких активистов и расспрашивали их про перспективы закрытия БЦБК. Несколько молодых людей и девушек в маскарадных костюмах белых медведей у фонтана раздавали прохожим бумажные флажки, рассказывали, как они любят байкальскую нерпу, и приглашали на площадь.
– Вы кто и откуда? – спросил я одну «медведицу».
– Из институтов разных, из педагогических отрядов, – весело ответила девушка, радуясь, что на ней, в отличие от меня и многих прохожих, не тонкая ветровка, а приличная «медвежья шкура». – Я вот коренная иркутянка, и я считаю, что Байкал необходимо защищать. Байкал – мировое достояние, и нельзя так к нему относиться.
С высокой трибуны запели барды. И я, заслушавшись, не заметил, откуда на площади появились большая группа «белых медведей», которые любят байкальскую нерпу, и много флагоносцев. Голубые флаги с белыми медведями гармонировали с российскими триколорами и светло-зелёными полотнищами Российской партии зелёных.
У бардов забрали микрофон, и начался митинг. Зазвучали речи, в которых выступающие, как это обычно бывает на митингах, старались перещеголять друг друга не столько глубиной мысли, сколько интонациями и резкостью своих формулировок: «Мы пришли не просить, а требовать!». И, конечно же, загрохотали усиленные громкоговорителями лозунги. В том числе рифмованные, которые, по задумке организаторов, должна была подхватывать и скандировать толпа на площади.
– Байкалу – жить, БЦБК – закрыть! – кричат с трибуны, а в ответ лишь недружные хлопки.
Площадь не торопилась скандировать. Но не потому, что она равнодушна, и уж тем более не потому, что Байкальский ЦБК нравится, а потому, что скандировать некому. Флагов много, а народа нет. Холодно, ветрено и мокро.
Грустно и одиноко стоит на площади среди разномастных партийных флагов Валерий Зубков, ветеран Байкальского движения. Ещё в прошлом веке, во время перестройки, он боролся против прокладки сточной трубы от БЦБК на Иркут. И оказался в числе победителей. Увидев меня, улыбнулся: «Сказать что думаю, могу, но вы всё равно это не опубликуете».
– Мы пришли требовать прекращения незаконной деятельности БЦБК на берегу озера, – декларирует с трибуны Марина Рихванова, сопредседатель «Байкальской экологической волны». – Там можно развивать другой бизнес. Можно продавать байкальскую воду. Делать напитки на основе байкальской воды. Развивать туризм ещё активнее, чем сейчас. Можно заготавливать великолепную землянику.
Следующий оратор, глядя на площадь, изрёк: «Обращаюсь к Путину…». Я оглянулся (у меня тоже накопились вопросы к премьеру), но Владимира Владимировича не увидел. Потом одна женщина изъявила желание подарить президенту России Дмитрию Медведеву карту Байкала и фломастер, похожий на тот, которым была «отодвинута» нефтяная труба от Байкала.
Выступали многие другие – от партии «Единая Россия», партии зелёных…
А вот Владимир Наумов, тоже ветеран Байкальского движения, говорил по привычке от себя лично – так было принято в былые годы. Он «недавно» понял сам и объяснил пришедшим на митинг, почему Иркутская область – это Прибайкалье, а Бурятия – Забайкалье. Такие названия (вместо Байкалии, к примеру) вполне естественны, если смотреть из Москвы в сторону Сибири, будто из метрополии на колонию. А существование хлорных технологий на берегу участка всемирного природного наследия объяснил «разрухой в наших головах», о которой говорил устами профессора Преображенского писатель Булгаков. Озеро Байкал В. Наумов назвал зеркалом, в котором отражается отношение к нам властей. А там часто отражается равнодушие.
Фото автора