Виктор Круглов: Горжусь, что работаю с такими людьми!
Завершается очередной четырёхлетний цикл работы депутатов Законодательного собрания. Планировалось, что нынешний созыв будет работать пять лет, но произошло объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, создан новый субъект Российской Федерации. Поэтому депутаты добровольно сократили срок своих полномочий на год, и 12 октября нам предстоит выбрать новый состав нового представительного органа власти нового региона. Накануне заключительной сессии мы встретились с Виктором Кругловым, председателем Законодательного собрания.
– Виктор Кузьмич, в 2004 году выборы депутатов впервые прошли по смешанной системе. Половина депутатов была выбрана по партийным спискам, половина – по одномандатным округам. Эксперты высказывали опасения насчёт эффективности их совместной работы.
– Эти опасения не оправдались. Нам удалось консолидировать усилия практически всего депутатского корпуса. Решающую роль сыграл выбор приоритета в работе: выполнение наказов избирателей. Каждый депутат, партии, общественные политические движения брали на себя обязательства в ходе предвыборной кампании. Мы включили их в программу развития Иркутской области, распределили по срокам выполнения и по объёмам средств, выделяемых из областного бюджета. Многие проблемы территорий схожи, поэтому обещания и наказы преобразовались в областные целевые программы. Это помогало решать их комплексно. Поэтому большинство депутатов сейчас могут честно смотреть в глаза своим избирателям. Кто-то обещал, что будет построена школа, другой брал обязательства по строительству районной больницы, третьему наказывали отремонтировать детский садик. Теперь они докладывают: обещание выполнено.
– Но кроме наказов у депутатского корпуса есть обязательства по законодательному процессу. Какие наиболее важные направления были в этот период?
– Отметил бы три основных, так сказать, федерального значения: монетизация льгот, реформа местного самоуправления и референдум по объединению области и автономного округа.
По монетизации льгот нами были приняты многочисленные поправки в областные законы, что позволило избежать крайних форм социальной напряжённости, отработать все механизмы реализации реформы в регионе. Так, был введён единый проездной билет с действием по всей территории области, произведена индексация единовременных выплат для тех, кто получал социальную поддержку за счёт средств областного бюджета.
В результате реформы системы местного самоуправления было создано 391 муниципальное образование. В регионе возникла принципиально новая структура власти. Руководителям и депутатам новых поселений, муниципальных образований потребовалась помощь, которая и была оказана Законодательным собранием. На выездных семинарах наши специалисты проводили профессиональные консультации по всей сфере деятельности органов власти.
В 2007 году депутаты фракции «Единая Россия» настояли на необходимости оставления 15 процентов НДФЛ, закреплённых за муниципальными бюджетами. 100% транспортного налога зачисляется в местные бюджеты, а с 2009 года 50% будет зачисляться в бюджет поселений, а 50% – по-прежнему в бюджет муниципальных районов.
В бюджет муниципалитетов зачисляется налог на добычу полезных ископаемых (кроме углеводородного сырья). Только в 2007 году это дало, например, Бодайбинскому району дополнительно 130 млн. рублей.
В ближайшее время будет внедрён принцип долгосрочного закрепления (минимум на 3 года) в законах области нормативов отчислений налогов в бюджеты разного уровня, что позволит перейти к долгосрочному планированию развития муниципалитетов. Также был принят иной принцип расчёта трансфертов поселения из областного бюджета: не только по численности жителей, но и по бюджетной обеспеченности поселений.
– Почему референдум по объединению вы причислили к федеральным направлениям? С монетизацией и реформой местного самоуправления понятно, они шли по все стране. А референдум же был наш, внутренний.
– Он проходил в рамках общей государственной стратегии по укрупнению регионов. Как вы знаете, аналогичные процессы прошли и у наших соседей в Красноярском крае и Забайкалье. Организация и проведение референдума были, конечно, сложными задачами, но это был только первоначальный этап.
После референдума депутаты Законодательного собрания провели кропотливую работу по созданию единого правового поля в рамках нового региона.
Мы организовали два съезда депутатов всех уровней. На них была дана оценка перспективам развития Иркутской области. Выработан комплекс законодательных, экономических и организационно-политических решений, направленных на повышение уровня жизни, устранение дифференциации в социально-экономическом развитии муниципальных образований области.
– Как за эти годы изменилась экономика Иркутской области?
– Её основу по-прежнему составляют крупнейшие промышленные предприятия, принадлежащие государству или входящие в состав вертикально интегрированных компаний. Они привлекают в регион громадные средства. Но для инвестора важнее всего политическая стабильность. А у нас за четыре года сменились три губернатора. Постоянно менялись ключевые заместители. По сути, Законодательное собрание в этот период являлось гарантом решения государственных задач и обеспечения жизнедеятельности региона.
Мы были инициаторами утверждения программы газификации Иркутской области. В ней есть ещё шероховатости, требующие поправок, но она уже работает. И мы продекларировали Газпрому, что Иркутская область будет выполнять все обязательства, которые на себя взяла, потому что софинансирование по этой программе обязательно должно быть. Утвердили программу социально-экономического развития, в которой определили основные направления. Мы говорим: Иркутская область должна начать новый этап своего развития, подъёма. Для этого созданы сегодня все предпосылки. Мне как человеку, прошедшему школу индустриального лидера, руководителя одного из крупнейших предприятий в России, отчётливо понятно, что нужно делать и как. Хотелось бы, чтобы программа газификации воплотилась в газопроводы, в строительство заводов.
Восточная Сибирь в период до 2020 года должна стать крупным центром нефтяной и газовой промышленности, выйти на второе место в России по освоению углеводородных месторождений.
В сфере сельского хозяйства нам удалось укрепить областные крупные интегрированные сельхозпредприятия, они хорошо себя показали, и за ними будущее. Несколько депутатов являются руководителями таких предприятий – это команда, понимающая, что и как нужно делать. Планируется выделить около 4,5 миллиарда рублей на финансирование областной государственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009–2012 годы». Мы должны проконтролировать, чтобы эти средства использовались с максимальной эффективностью.
– Каким социальным проблемам уделялось особое внимание?
– Всего за четыре года мы приняли более пятисот законов, из них свыше 150 – социальных. Это блок о социальных гарантиях тех или иных категорий граждан Иркутской области – инвалидов, ветеранов, матерей-одиночек, детей-сирот. Депутаты должны трепетно следить за тем, как эти законы исполняются. Не случайно к контрольным функциям в социальной сфере мы относимся очень серьёзно. За четыре года было принято 30 социальных программ по здравоохранению, образованию, по поддержке инвалидов, ветеранов, а также малообеспеченных граждан. Ежегодно на эти цели из областного бюджета направляется более 4 млрд. рублей. Вообще, у нас в социальной сфере делается, пожалуй, больше и лучше, чем у наших соседей. Это то, чем мы можем гордиться.
Под жёстким контролем депутатов находятся ремонт и строительство социальных учреждений. В результате не только в городах, но и в сельской местности возводятся здания школ и больниц по современным проектам, с новейшим оборудованием, что сказывается и на качестве услуг.
– Какие задачи, по-вашему, стоят перед будущим Законодательным собранием первого созыва?
– Депутатам первого созыва надо будет принять Устав Иркутской области, организовать его обсуждение, чтобы он не был келейным документом для группы людей, чтобы это был основной региональный закон, которым руководствовались бы и граждане, и органы власти. Также необходимо принять программу социально-экономического развития области. Как минимум полгода придётся работать над этими документами. Это очень серьёзная, кропотливая работа. Нужно сделать так, чтобы ни один из жителей не пострадал от того, что мы начнём совмещать законы округа и области, особенно в части льгот. Мы должны сделать так, чтобы никого не обидеть. Это можно сделать, только советуясь с людьми, опираясь на общественные организации и позицию избирателей. Это единственный путь.