Потребности и возможности
Власть решает проблему «лекарственной недостаточности»
Ситуация с лекарственным обеспечением льготников на территории Иркутской области сложилась непростая, но управляемая. К такому выводу пришёл заместитель губернатора Иркутской области Александр Моисеев после «тщательного разбора ситуации» и селекторного совещания с главами муниципальных образований области.
«В последнее время в прессе появилось много тревожных сообщений. Это заставило меня вплотную заняться проблемой, — заявил Александр Моисеев. – С удовлетворением констатирую, что информация, которая прошла некоторое время назад, не соответствует реальному положению дел. Население области, нуждающееся в лекарствах, имеет возможность пользоваться ими в необходимых для поддержания нормального состояния здоровья количествах».
По мнению Александра Моисеева, «лекарственная недостаточность» сложилась в области в силу целого ряда причин. Кроме объективных, таких как нехватка финансирования, присутствует и «человеческий фактор» в виде неэффективной системы организации работы.
На 1 января 2008 года области из федерального бюджета было выделено 552 млн. рублей из расчёта 417 рублей на одного человека. В процессе изменения обеспечения норма поднялась до 426 рублей. Соответственно, общая сумма увеличилась до 606 млн. рублей. Для полного удовлетворения потребностей области в лекарствах этого, безусловно, недостаточно. По мнению специалистов, общий объём средств, который бы в полной мере удовлетворил потребности в лекарствах, составляет 1 млрд. рублей. То есть дефицит средств составляет чуть менее 400 млн. рублей. «Однако мы сегодня не об этом говорим. Сколько бы денег ни было, их нужно уметь тратить», — заявил Александр Моисеев.
По его мнению, ситуация в Иркутской области поставлена «с ног на голову». В процессе оказания медицинских услуг населению главную, решающую роль должно играть лечебное учреждение. Между тем все схемы сегодня замыкаются на аптеку. Она формирует заявку, составляет перечень требуемых препаратов и заказ. А врач, который назначает лечение, ведёт осмотр, выписывает лекарства, становится заложником в этой ситуации. «Это первое, что нужно изменить, – основную предопределяющую роль должны играть органы здравоохранения. Сеть аптечных учреждений является лишь инструментом обеспечения лечебного процесса. Другого определения быть не может», — подчеркнул Александр Моисеев.
Александр Моисеев отметил, что удовлетворён работой начальника управления здравоохранения и социальной помощи населению администрации Иркутска Ирины Губановой, которая за небольшой промежуток времени проделала колоссальную управленческую работу. Опыт Иркутска будет транслироваться на другие территории области. В частности, по той же схеме работают Братск и Ангарск.
«В настоящее время работа строится таким образом, что аптечная сеть или муниципалитет составляют заявку, отправляют её в агентство лекарственного обеспечения области. Агентство её принимает, акцептует, начинает процесс проведения аукционов и так далее. А все остальные ждут, что им дадут. И обратной связи практически нет. Сколько и каких лекарств заказано, какие перечни лекарств участвовали в конкурсе, как исполняются контракты, какая информация доходит до первичного звена – этого обратного процесса практически не было. Сделав это, мы ситуацию развернули в другую сторону», — заявил Александр Моисеев.
Фото Николая БРИЛЯ