издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Голос аграриев не должен затеряться

  • Автор: Вадим ФЕРАПОНТОВ

У здания исполкома Аграрной партии России в Москве 27 сентября кипели страсти. В ходе акции протеста представителей региональных отделений её участниками были развёрнуты плакаты, надписи на которых гласили: «Плотников – иуда», «Плотников, за сколько продал партию?», а также: «Плотников, ты превратил АПР в кучу навоза». Долго стоять с развёрнутыми транспарантами партийцам не позволила милиция: несмотря на наличие заранее извлечённых из карманов партийных билетов, аграриев в жёсткой форме попросили разойтись. Впрочем, один из регионалов не растерялся и приковал себя наручниками к двери центрального исполкома.

Планирующееся слияние Аграрной партии России и «Единой России» превращается в фарс. По крайней мере, по реальным опросам больше половины членов АПР не намереваются вступать в объединённую партию и выражают недовольство тем, что решение о растворении в «ЕР» было принято единолично лидером аграриев Владимиром Плотниковым. Логичным результатом этого недовольства стало образование инициативной группы «Аграрии против слияния с «Единой Россией». В неё вошли ветераны АПР, бывшие члены её Центрального совета, изгнанные в своё время Плотниковым, журналисты газеты «Российская земля». Их позицию поддерживают и старейшие члены АПР, включая видных политиков – депутата Госдумы двух созывов В.И. Шандыбина и заместителя председателя АПР с 1995 по 2004 г. А.С. Ручкина, большинство лидеров региональных отделений АПР, в том числе исконно крестьянских регионов: Нижегородской, Воронежской, Владимирской, Московской, Архангельской, Ленинградской, Челябинской областей, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края.

Вошедшие в инициативную группу подписали обращение к рядовым членам АПР с призывом объединиться и провести чрезвычайный съезд АПР, рассмотреть на нём персональное дело Плотникова и восстановить аграрное движение: «Мы совершили трагическую ошибку, избрав Плотникова председателем АПР. Он оказался «могильщиком» нашей партии. Он возглавил боеспособную партию с государственным финансированием, без долгов! Но своими безграмотными действиями, беспринципной кадровой политикой В.Н. Плотников развалил партию, бездарно провёл избирательную кампанию по выборам в Госдуму-2007, наделал долгов на 170 млн. рублей… Келейно собрав преданных ему членов правления АПР, В.Н. Плотников поставил всех перед фактом роспуска АПР и перехода в «Единую Россию», хотя до этого он неоднократно публично заявлял совсем о другом. 26 сентября в закрытом режиме в зале Минсельхоза Плотников собирает преданных ему членов Центрального совета, чтобы потом выдать это за пленум АПР. После противоуставного сборища Плотников созовёт свой съезд, на котором будет объявлено о роспуске АПР. Это верх цинизма и предательства». Количество подписей под обращением постоянно растёт.

Так, лидер Тверской региональной организации АПР Владимир Краснобородько заявил: «Многие рядовые члены партии попросту не были информированы о планах партийной верхушки». Аналогичного мнения придерживается и бывший депутат Госдумы, а ныне советник Комитета по аграрным вопросам нижней палаты Василий Вершинин. «Когда мы услышали о решении руководства АПР слиться с «Единой Россией», мы предложили провести внутрипартийный референдум по этому вопросу, однако наше мнение было попросту проигнорировано», – заявил он.

«Нельзя нынешнему крестьянству остаться без своей партии! – доказывал Алексей Степанович Ручкин, ветеран АПР, обладатель партбилета № 16. – Обратили внимание, какое заявление сделал в Магадане президент Медведев? Золотишко, говорит, мыть намного легче, чем заниматься сельским хозяйством и нечерноземные зоны поднимать. А Нечерноземье – это 40% России, 27 регионов – Тверская, Вологодская, Владимирская, Ленинградская области… Животноводство совсем упало. Землю дорастаскивают. У крестьян ни тракторов, ни хомутов, ни телег, ни топоров – ничего уже нет…».

Мы наблюдаем сегодня очередной виток «политической монополизации» сверху. В современной России цивилизованной партийной системы как таковой нет. В существующей же системе ни одна из партий не проходит проверку властью, поскольку не формирует правительство, а потому не несёт полной ответственности перед избирателями за выполнение своих обещаний. В каком-то смысле схожая ситуация сложилась в ФРГ во второй половине 60-х гг. Тогда ведущие партии ХДС/ХСС и социал-демократы образовали большую коалицию, свободные демократы представляли малый сегмент общества и не имели шансов в будущем возглавить правительство, компартия была запрещена. Общественное недовольство выразилось в расцвете радикальных и экстремистских сил, делавших ставку на антисистемную деятельность вплоть до террора.

Партии станут немногочисленными и сильными не тогда, когда их число будет ограничено законом, а тогда, когда на этих партиях будут сфокусированы реальные ожидания общества. А этот процесс обеспечивается отнюдь не административными ограничениями, которые только подталкивают общество и партийный актив к непарламентским и неконституционным действиям.

В Европе мы найдём немало примеров того, как правящая буржуазная партия, стремясь к абсолютной монополии, деградировала и вынуждена была уйти с политической сцены, а вся политическая система страны подвергалась «переформатированию». Самый яркий пример – Италия: там ХДП была правящей партией на протяжении едва ли не 40 лет, однако после ряда скандалов, уличённая в коррумпированности, просто перестала существовать как политическая сила, и вскоре после этого на парламентских выборах одержала победу ко-алиция левых сил.

А иркутским аграриям есть о чём тревожиться. В сельском хозяйстве Иркутской области продолжается спад. Посевные площади за последние 15 лет сократились на 820,5 тыс. га (в 2,1 раза) и зарастают сорняком и лесом. Валовой сбор зерновых культур сократился в 2-2,5 раза. Продолжает сокращаться во всех категориях хозяйств области поголовье крупного рогатого скота и свиней. За 9 месяцев 2006 г. оно сократилось к уровню 2005 г. на 13,6 тыс. голов, или на 6,1%. Поголовье свиней убыло на 2,8 тыс. голов, или на 1,6%. Как следствие, увеличивается потребление импортного мяса. С 1990 г. резко снизилось потребление мяса и мясо-продуктов (на 26%), молока и молочных продуктов (на 48%). Неподъёмным делом для крестьян становится и сама земля, которая им роздана по сегодняшнему законодательству в виде паёв. Имея право на земельную долю в общей долевой собственности колхоза, но не имея денег, люди стараются выделить её из общей собственности. Крестьяне стали за бесценок продавать свои земельные паи тем, кто в большинстве своём далёк от сельскохозяйственного производства. Идёт разорение действующих хозяйств, в том числе и прибыльных. Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» свёлся лишь к кредитованию.

Так обстоят дела в агропромышленном секторе Иркутской области. Но кардинально исправить ситуацию, улучшить положение дел в сельском хозяйстве нелегко, гораздо проще «слить» Аграрную партию с партией власти и лишить сельских тружеников пусть даже усечённого представительства в нынешней политической системе.

Нужно понять, что стабильность, устойчивость власти – вообще не самый важный показатель общественного благополучия. На самом деле более важной является не сама по себе стабильность, а «стабильный» контроль общества за властью, важный элемент которого – полноценная конкуренция политических партий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры