Журналистская обитель
Шедевр деревянного зодчества под угрозой исчезновения
Этот дом в Иркутске, стоящий на углу улиц Сурикова (бывш. Спасо-Лютеранской) и Гаврилова (бывш. Бытовой, или Чудотворской), стал квартирой для нашей семьи 55 лет тому назад. При переезде из старой ведомственной квартиры Облпотребсоюза моя мама получила право самой выбрать один из двух вариантов: либо крохотный каменный флигель во дворе этой ограды, либо большая комната в коммунальной квартире старого дома дореволюционной постройки.
Первый вариант мама сразу отклонила, так как под флигелем находился большой котлован и жить в нём было довольно прохладно. А вот комната в коммунальной квартире была замечательной: высокая (4,2 м), 2 больших окна на солнечную сторону, старинная голландская печь с латунной и медной фурнитурой, тут же плита для приготовления обедов. Все комнаты этой коммуналки имели высокие старинные двери, выходящие в общий коридор. Вероятно, в прошлом наша комната была частью большого зала в этой квартире. Одна беда – от этого коридора комнату отделяла тонкая (в палец толщиной) временная перегородка.
На наши расспросы один из ветеранов этой коммуналки – дядя Миша Лыткин, работавший механиком сначала на ледоколе «Байкал», а потом в знаменитой Курбатовской бане (в советское время это была баня № 2), расположенной почти напротив нашего дома, – говорил, что «якобы здесь когда-то жил какой-то важный барин, возможно, даже генерал». Но, как оказалось, дело было не совсем так. И первый секрет открылся перед нами, когда я по поручению мамы стал соскребать старую штукатурку с временной стенки и обнаружил там множество дореволюционных газет с разными названиями. Особенно часто попадались номера «Восточного обозрения».
Прошли годы. Я окончил школу, поступил на историческое отделение ИГУ, увлёкся историей сибирской прессы. Затем была аспирантура, защита кандидатской диссертации, и лишь тут я узнал об адресах некоторых дореволюционных типографий и редакций иркутских газет. В 1983 г., находясь на стажировке в МГУ, я длительное время работал в крупных архивах Москвы и Ленинграда.
Особенно меня привлёк фонд известного журналиста и редактора, народника И.И. Попова. В нём оказалась масса фотодокументов, собранных И.И. Поповым в Кяхте и Иркутске. И вот поразительное открытие! Прямо перед воротами ограды сидит верхом на коне сам редактор «Восточного обозрения» И.И. Попов, а у калитки его жена Вера Попова (Лушникова). А на деревянном одноэтажном доме надпись гласит, что здесь находится типография и переплётная «Восточного обозрения». Помню, что моё сердце забилось тревожно и неровно, особенно когда я увидел ещё снимок, где за столами в моей родной комнате сидят несколько сотрудников, читающих газеты. Так это же мой родной дом! И я сразу сообразил, что каменный флигелёк в глубине ограды и одноэтажное здание старой постройки, превращённое также в жилой дом в советское время, – всё это и есть знаменитые апартаменты бывшей редакции и типографии «Восточного обозрения».
Тогда же, вернувшись в Иркутск, я подготовил специальный документ, в котором рекомендовал взять этот дом под охрану как исторический памятник. Документ этот был передан из обкома в ВООПИК. Конечно, многим нашим современникам название газеты, фамилия её редактора мало что говорят. Ведь это происходило более 100 лет назад, и взяться за перо, рассказать об истории этого дома и прежних его хозяевах меня побудила тревога, что этот важный исторический памятник может скоро исчезнуть, как уже исчезли многие памятники истории культуры, которыми издавна гордился наш город.
Напомним, что газета «Восточное обозрение» была основана в Петербурге в 1882 г. замечательным учёным, общественным деятелем, патриотом Сибири Н.М. Ядринцевым. В 1888 г. он перевёл издание газеты в Иркутск. В 1894 г. за несколько месяцев до своей трагической гибели Ядринцев передал редакторство бывшему политическому ссыльному, историку и публицисту Ивану Ивановичу Попову, который вскоре стал и издателем газеты. В 1898 г. «Восточное обозрение» стало первой ежедневной газетой в Иркутске. Сделать это было непросто, так как газета не имела своей типографии. И.И. Попов получил материальную поддержку от своего тестя – богатого кяхтинского купца А.М. Лушникова. Это позволило Попову приобрести хороший дом для редакции газеты, а рядом построить типографию, которой руководил И.К. Казанцев. Она была единственной среди типографий города, где работники имели 9-часовой рабочий день и трёхнедельный оплачиваемый отпуск. Поэтому они всегда защищали свою типографию от любых попыток уничтожить, сжечь её.
Газета «Восточное обозрение» при Попове стала самой крупной газетой Сибири. Её читали и выписывали не только в России, но и за рубежом. В ней сотрудничали сотни ярких незаурядных публицистов. Недаром известный писатель Н.Г. Гарин-Михайловский, посетив Иркутск во время прибытия первого поезда, всё свободное время проводил с сотрудниками газеты, а на упреки железнодорожников отвечал так: «Вас всех я знаю, вижу и буду видеть, а вот такую колонию ссыльных, как в Иркутске, где столько имён, уже вошедших в историю, не скоро встретишь, и этим случаем нужно воспользоваться».
Корреспондентами «Восточного обозрения» были в основном ссыльные народники: писатель и этнограф В.Г. Богораз-Тан, секретарь редакции В.С. Ефремов, поэт и литературный критик П.Ф. Якубович-Мельшин, юрист, один из первых газетчиков В.И. Вагин, учёный, путешественник Г.Н. Потанин, фольклорист В.С. Арефьев, фельетонист Ф.В. Волховский, консерватор иркутского музея Д.А. Клеменц (и.о. редактора газеты «Восточное обозрение»), антрополог и этнограф И.И. Майнов, археолог и этнограф М.П. Овчинников, писатель В.Д. Соколов (Митрич), публицист и статистик С.Л. Чудновский и некоторые другие. Всего около 50 человек.
Взгляды этих ссыльных во многом разделяли представители местной интеллигенции: этнограф и публицист А.В. Адрианов, историки и публицисты А.М. и П.М. Головачёвы, первый иркутский журналист М.В. Загоскин, поэт и критик К.В. Кац (Дубровский), историк и этнограф Н.Н. Козьмин, писатель В.М. Михеев, писатель, областник Н.И. Наумов, фельетонист А.Н. Варенцов (Золин), минусинский корреспондент Н.В. Скорняков, музыкальный и театральный рецензент газеты И.А. Сац (его дочь Наталья стала создателем и директором первого в мире детского музыкального театра в Москве), статистик, журналист И.И. Серебренников, редактор газеты «Сибирь», преемницы «Восточного обозрения», А.Л. Левентон и многие другие.
Была ещё одна группа – социал-демократы: соратник Г.В. Плеханова по группе «Освобождение труда» Л.Г. Дейч, первый пропагандист марксизма в Иркутске, будущий нарком внешней торговли Л.Б. Красин, один из лидеров польского освободительного движения Ф.А. Кон, будущий редактор газеты «Забайкальский рабочий» В.К. Курнатовский, врач С.И. Мицкевич, один из ветеранов рабочей печати М.С. Александров (Ольминский), врач И.М. Ромм (его сын стал известным советским кинорежиссёром), организатор первых марксистских кружков в Петербурге, участник Арктической экспедиции барона Э.В. Толля М.И. Бруснев, первый депутат в Государственную думу от Иркутска В.Е. Мандельберг, ссыльный новгородский социал-демократ, печатник В.Т. Талалаев, легальный марксист И.Г. Церетели – руководитель Петроградского Совета рабочих депутатов и другие.
И.И. Попов не только приглашал политссыльных к сотрудничеству в газете, но и оказывал им поддержку, спасая от полицейских и судебных преследований. Напомним, что Л.Н. Толстой в течение многих лет переписывался с Поповым, который по его просьбе оказывал моральную и материальную поддержку гонимым и преследуемым властями сектантам-духоборам.
Деятельность газеты была прекращена зимой 1906 г., когда карательные экспедиции начали свирепо расправляться с участниками освободительного движения.
Мне кажется, что нужно либо сохранить этот дом от разрушения, либо перевести его в музей «Тальцы», где развернуть соответствующую музейную экспозицию.
P.S. Позвольте напомнить, уважаемый читатель, что с каждым годом в Иркутске разрушаются и исчезают многие памятники, ярко свидетельствующие об историческом прошлом нашего города и его обитателей. Мы готовимся отметить 350-летие Иркутска в 2011 году. Но что мы можем сейчас показать из нашего далёкого прошлого? Пожалуй, только Спасскую церковь. А ведь совсем недавно, в канун 300-летия города, был разобран и уничтожен так называемый «горбатый дом», стоявший на улице 5-й Армии. А ведь ему было более 200 лет! В те же годы навсегда исчезли те здания, которые, например, свидетельствовали о приезде А.П. Чехова в Иркутск, в том числе типография и дом-квартира Н.М. Ядринцева, находившиеся на улице Горького (бывш. Харлампиевской).
Так давайте постараемся сохранить те немногие шедевры деревянного зодчества, которые стали живыми памятниками, носителями замечательного исторического прошлого Иркутска.
Леонид ЛЮБИМОВ, профессор кафедры телевидения, радиовещания и истории журналистики ИГУ, заслуженный работник культуры РСФСРФото из архива автора