На личном отношении
Рынок банковских услуг динамичен, конкуренция растёт с каждым днём. Борьба за потребителей и ужесточение контроля над деятельностью банков породили новую тенденцию – банки активно работают не только над созданием новых банковских продуктов, но и над развитием сервиса клиентской поддержки и обслуживания. Как меняется рынок, что ждёт потребителя в будущем, на какие предложения можно рассчитывать уже сегодня – обо всём этом мы решили узнать у Белоголова Алексея Анатольевича, директора представительства ЗАО «Банк Русский Стандарт» в г. Иркутске.
– В последнее время много говорят об изменениях на рынке потребительского кредитования. Это действительно так, это отражается на вашей работе?
– Мы – один из ведущих банков на этом рынке и, конечно, не только чувствуем эти тенденции, но и во многом определяем их. Сегодня для розничных банков вопросы взаимодействия с клиентами выходят на первый план. Развитие клиентской поддержки и сервиса, внедрение программ лояльности, формирование прозрачных и доступных предложений, полное раскрытие условий и отказ от дополнительных комиссий – вот факторы, которые задают вектор дальнейшего развития. Мы не только полностью поддерживаем эту тенденцию, но и во многом задаём тон для её развития.
– Многие считают, что сейчас основным банковским продуктом становится банковская карта. Как россияне пользуются своими картами? К чему стоит стремиться банкам, которые их выпускают?
– Прежде всего необходимо обратить внимание на повышение общего уровня нашей с вами финансовой грамотности. Банковская карта есть уже у многих, а пользоваться ею мы так и не научились. Надо добиваться качественных изменений в развитии рынка банковских карт. Зачастую банковская карта нужна нам для того, чтобы просто снять деньги в банкомате, тогда как основное преимущество карт – безопасное и быстрое безналичное использование своих средств. Пока рост числа карточных счетов не слишком увеличил долю операций по оплате картами. На 1 января этого года российские банки выпустили 103,3 млн. банковских карт, количество транзакций с ними в 2007 году превысило 1,6 млрд. Но из них лишь 7,5% пришлось на оплату товаров и услуг. Остальное – на снятие наличных в банкоматах. Средний размер таких операций – около 4000 рублей, из них по оплате товаров и услуг – 1500 рублей. Очень часто безналичная оплата выгоднее.
– Вы можете дать совет человеку, который собрался завести себе пластиковую карту. С чего начать, как выбрать банк, какую карту завести, к каким услугам подключиться?
– Пластиковую карту стоит выбирать в зависимости от целей, для которых она вам необходима. Для хранения собственных средств можно выбрать дебетовую карту – так ваши деньги будут в сохранности, а если вы отправитесь за границу, вам не придётся заполнять налоговую декларацию. Однако такая функция предусмотрена и в ряде банковских карт: вдобавок к этому у вас появляется возможность кредитования за счёт средств, предоставляемых Банком.
Существуют несколько типов карт: Electron, Classic, Gold. По ним предусмотрена различная тарифная сетка, сеть приёма и объём сервисных технологий. К примеру, картами самого простого уровня зачастую нельзя оплатить товары в Интернете, так как у них отсутствует код CVC2/CVV2 (Card Verification Code/Value – код безопасности, на оборотной стороне карты).
Какую бы карту вы ни оформили, следует соблюдать определённую технику безопасности, чтобы ваши деньги были в сохранности. С этой целью особенно удобно подключить услугу SMS-информирования – так вы практически мгновенно будете получать информацию обо всех операциях, совершённых по вашей карте: никто не воспользуется деньгами без вашего ведома, при оплате товаров будет исключена возможность повторного проведения операции в случае ошибки кассира.
– Осенью традиционно люди много тратят – и школа, и ремонт, да и отпускные заканчиваются. Вы делаете какие-то спецпредложения для клиентов в это время?
– Я рекомендую повнимательнее присмотреться к нашим потребительским кредитам. У экспресс-кредита в магазине есть свои преимущества – быстрота, удобство, возможность выплачивать задолженность оптимальными суммами.
Неплохо поможет потребительский кредит родителям в начале учебного года. Сборы ребёнка в школу, колледж или институт – достаточно затратное занятие, а сейчас кроме обычных тетрадей, канцтоваров и одежды нужен ещё и компьютер. Вряд ли вас после отпуска посетит желание отдавать всю сумму сразу.
– Банковский рынок консервативен, какие тенденции в продуктовой линейке вы видите?
– Мне кажется, всё больший интерес приобретают кобрендинговые проекты. Недавно мы стали выпускать совместную карту с компанией «Трансаэро» – Transaero American Express Card. Карта обладает не только традиционными преимуществами всемирно известных карт American Express и привилегиями Трансаэро, но и даёт возможность получать бонусные баллы за покупки, совершённые с помощью карты. Бонусные баллы могут быть использованы для бесплатных полётов в любом из 70 направлений1 Трансаэро по всему миру или для повышения класса перелёта.
С 1 августа 2008 года для всех держателей карт American Express мы запустили международную бонусную программу Membership Rewards2. Программа работает и в России, и за рубежом. Накопленные баллы можно будет обменять на товары и услуги от лучших компаний рынка: ритейлеров, ресторанов, авиакомпаний, отелей, туристических фирм и т.д. Точно по такому же алгоритму программа уже действует за рубежом. Возможность оформить дополнительную карту, например на члена семьи, позволит накопить баллы ещё быстрее. Всю информацию вы можете узнать по телефону справочно-информационного центра 8-800-200-6-200 (звонок бесплатный, кроме звонков с мобильного телефона).
– Многие сейчас предпочитают не тратить, а копить. Как правильно выбрать вклад?
– Кому доверить свои деньги и на каких условиях – вопрос крайне важный и требующий очень ответственного подхода. Прежде всего определитесь – для чего вы хотите открыть депозит? Если основной цель – накопить и сберечь, важно обратить внимание на качественные параметры вклада: возможность и удобство пополнения счёта; величину процента в случае частичного или полного изъятия суммы вклада; управление счётом дистанционно (справочно-информационный центр по соответствующему телефону, интернет-банк и т.п.); наличие/отсутствие условия об автоматической пролонгации договора.
В случае, если основная цель – увеличить свой капитал, подумайте, какую сумму вы готовы разместить на счёте и на какой срок. Вы можете разбить сумму и сделать несколько вкладов или получить больший процент за размещение более крупного депозита. Обязательно обратите внимание, входит ли банк в систему страхования вкладов.
*ЗАО «Банк Русский Стандарт», Генеральная лицензия Банка России № 2289 от 19 июля 2001 года выдана бессрочно
______________________________________________________________________
1 Направления определяются авиакомпанией самостоятельно.
2 Мемберщип Ревордс