Владимир Потапов: Борец с коррупцией не может иметь двух лиц
На этой неделе Президент РФ Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу пакет антикоррупционных законов. Борьба со взяточничеством и мздоимством была одной из задач, поставленных партией «Единая Россия» и её лидерами, и вот теперь целый свод законов и поправок поступил на обсуждение парламентариев. Кроме того, что в нём даётся определение коррупции, расширен круг государственных лиц, на которых будет распространяться имущественный контроль. Поправки в другие законы тоже немаловажные: расширяются полномочия Генпрокуратуры для поиска имущества, нажитого незаконным путём, записанного на других лиц за рубежом. Уличённые чиновники будут лишаться незаконно добытых благ: одной из самых жёстких мер станет конфискация имущества. Оговариваются и далеко идущие последствия: так как коррупция является прежде всего следствием избыточного государственного и нерегламентированного государственного администрирования, будет сокращаться число функций органов государственной власти. Сейчас их насчитывается около 5600, после утверждения закона это число сократится до трёх тысяч и будет уменьшаться дальше. Изменения в федеральном законодательстве потребуют и новшеств в региональных законах, говорит глава парламентской комиссии по противодействию коррупции в Законодательном собрании области Владимир Потапов. О том, какие меры в борьбе с коррупцией нужны и что уже предпринято, он рассказал в интервью.
– Владимир Иванович, вы более двух лет возглавляли парламентскую комиссию. Какие итоги этой работы уже можно подвести?
– Должен сказать, что не во всех субъектах федерации шла такая работа, мы были пионерами. Опыта у нас не было, федерального законодательства – тоже. Так что в первую очередь мы ставили своей целью поднять интерес к этой проблеме не столько в правовом поле, но в обществе вообще. Без внимания людей это свелось бы к проверке работы чиновников ими самими.
За этот небольшой промежуток времени мы рассмотрели более 500 жалоб избирателей. В большинстве своём они касались нарушений в работе судебно-правовой системы. И из огромного количества жалоб у нас осталось в работе только 6 таких дел. Мы помогли большому количеству людей найти правду.
Ещё один итог нашей работы: в большинстве муниципальных образований появились специальные структуры по противодействию коррупции. Есть комиссии, которые занимаются проблемами коррупции в муниципальном заказе, есть комиссии, которые ведают земельными вопросами.
Сейчас мы подготовили все основные документы для того, чтобы принять региональный закон о противодействии коррупции. Как только будет принят федеральный пакет законов, мы будем готовы принять свою, региональную, часть для обеспечения его работы. Чтобы все действия чиновников, правоохранительных органов, общественников, простых людей были связаны, чтобы мы все вместе боролись с этим злом.
– Очень важная часть борьбы с коррупцией – создание прозрачных механизмов при принятии решений в органах власти. Сегодня на территории области идёт проект «Народный бюджет»: люди сами выбирают, что и как финансировать из областной казны. Но инициатива уже натолкнулась на сопротивление со стороны некоторых чиновников – мол, это незаконно…
– То, что бюджет идёт от народа, от налогоплательщиков, не может быть противозаконным. Что греха таить, при распределении бюджета средства иногда отправляются не на самые важные цели. Все лоббируют свои интересы. А тут народ сам определит, сам ткнёт пальцем – вот что надо делать! И это повторяет практику советского времени, когда распределение бюджетных средств велось, исходя из наказов людей. По своему опыту могу сказать, это – рабочая схема, менее криминальная и более контролируемая всеми – и властью, и избирателями.
– Сейчас, в ходе предвыборной кампании, борьба с коррупцией очень часто выходит на первый план. Как вы оцениваете предложения, которые выдвигают кандидаты в депутаты Заксобрания Иркутской области?
– Я сейчас очень внимательно изучаю программы тех партий, которые вступили в борьбу за места в Законодательном собрании. Вот лишь некоторые моменты. Лидеры КПРФ выдвинули программу и поставили эту модную и важную тему на первый план. Но, я уверен, борец с коррупцией не может иметь двух лиц. На практике функционирования депутатского корпуса нынешнего созыва легко понять, что же происходит на самом деле. Наша депутатская комиссия по противодействию коррупции была создана немногим более двух лет назад. И сразу стало ясно, кто желает противостоять этому злу, а кто произносит лозунги. В состав нашей комиссии вошли 12 депутатов, большинство из них – представители «Единой России», ещё были аграрии, члены «Справедливой России». Но три коммуниста, которые представляли в Заксобрании КПРФ, обошли стороной этот вопрос. Предпочли войти в комиссии, ведающие распределением бюджетных средств.
– То есть не борцы они с коррупцией?
– Практика говорит об обратном. Вот у меня на руках договор, который мне предложили наши лидеры КПРФ для получения места в списке партии на выборах. Этим документом предусматривается очень значительная сумма за получение места в списке. Есть тут и другие условия: 30% от своей зарплаты в Заксобрании депутат должен передавать «вождям». Средства, отведённые на освещение депутатской деятельности, – тоже. Депутатских помощников также назначают партийные лидеры. По этой схеме я становлюсь «коммунистичесим рабом». А я свою совесть и честь за деньги не продаю. Вот и выходит: лидеры КПРФ говорят с трибуны одно, на бумаге – другое, на деле – третье. Остаётся позавидовать партийным вождям – они очень состоятельные люди, что могли купить себе место в этом списке.
– Неплохо для людей, которые выступают против частной собственности и за национализацию…
– Да, действительно, в их программе есть такие моменты – отнять, национализировать алюминиевые заводы, другие предприятия… А я предлагаю им начать с себя, показать пример – национализировать Усольский свинокомплекс, принадлежащий товарищам Сумароковым. Они все гордятся тем, что это – «островок социализма», а на самом деле это остров, доставшийся им от социализма. Никогда при социализме не было такого, чтобы предприятием полностью управляла одна семья. Мало того, что они контролируют предприятие, так ещё решили и в Законодательное собрание всей династией пойти. Хочу напомнить: сейчас, в преддверии выборов, избиратель должен отличить лозунги от реальных дел. Каждый избиратель должен видеть, кто есть кто.
Записал Виктор СМИРНОВ
[ title=» Каким будет новый закон» pos=»abs» width=»100%»]
Антикоррупционный пакет состоит из четырёх частей. Основа пакета – законопроект о противодействии коррупции. Помимо этого будут представлены ещё два проекта закона, которые вносят изменения в 25 различных законодательных актов. Будут внесены поправки в закон о государственных закупках и в бюджетное законодательство. Ещё один новый закон будет регулировать лоббистскую деятельность. Кроме того, должен быть разработан проект закона о компенсации гражданам за длительное рассмотрение их дел в судах. В список лиц, которые попадут под имущественный контроль, помимо государственных служащих должны попасть сотрудники правоохранительных органов, включая МВД, военнослужащие, таможенники, судьи и кандидаты на должности судей, сотрудники центральных аппаратов силовых ведомств.