Витамины света и тепла
Иркутский ТЮЗ имени А. Вампилова успешно провёл гастроли в Бурятии. Не успеет что-то произойти, как уже становится воспоминанием. Вроде бы и событие-то для служителей Мельпомены сравнительно рядовое, не бог весть какое по масштабам, если судить только с точки зрения статистики: за пять дней общения с улан-удэнским зрителем сыграно десять утренних и вечерних спектаклей плюс два сказки на выезде. Но смысл и значение этой поездки не сводятся к цифрам. Тут важны подробности. Те самые детали и нюансы, которые помогают ощутить истинную цену всему. И тогда даже малые гастроли, проведённые плотно, по максимуму возможного, обретают иное измерение – творческое и просто человеческое.
…Так встречают, конечно, только друзья. Опередив расписание, поезд подошёл к перрону в шесть утра. Высыпавшие из соседних вагонов около сотни иркутян сразу увидели приветствующий их плакат-растяжку. Под ним – в национальных костюмах группу артистов Государственного академического театра драмы имени Х. Намсараева, основной состав которого находился в это время далеко от родных пенатов, выступая в Белоруссии. Несмотря на ранний час, встречающие были, что называется, в голосе и дважды пропели эпиталаму гостям – в оригинале с переводом.
Сцену этого театра вампиловцы знают чуть ли не как свою собственную – с десяток раз сюда приезжали. В последние годы эпизодические прежде контакты переросли в регулярные, причём двухсторонние, с обменом гастролями и приглашением на постановки. Как это было, скажем, в случае с «Провинциальными анекдотами» А. Вампилова, которые ТЮЗ счёл долгом показать на родине создателей трагикомического представления по этой пьесе режиссёра Цырендоржо Бальжанова и художника Бальжинимы Доржиева, чьи высокие титулы и звания опускаю ради экономии газетной площади. Кстати, постановку своих земляков в исполнении иркутян публика приняла весьма сердечно.
Вот на этой сцене и состоялось торжественное открытие гастролей Иркутского областного театра юного зрителя в связи с его 80-летием. В церемонии участвовали среди других первый заместитель министра культуры Республики Бурятия Тимур Цыбиков, председатель СТД РБ Владимир Кондратьев, чьи напутственные слова «удачи, аншлагов» реализовались прямо-таки буквально. Причём с первого же представления – «Легенды седого Байкала», которые покорили публику на раз, как выразилась народная артистка РБ Бальжит Очирова. Вообще-то редко совпадает восприятие художественного произведения зрителями, критикой и коллегами. Здесь оно было единодушным. Как, собственно, и в самом Иркутске, и в Москве на Международном фестивале «Золотой витязь», удостоившем трёх дипломов совместное детище ТЮЗа, театра-студии «Театр пилигримов», хореографического ансамбля «Улаалзай», а также детской студии при ТЮЗе «Мотылёк», и в Кемерове на летнем фестивале «Сибирский кот».
Между тем режиссёр (он же и соавтор, наряду с Линой Иоффе, литературной основы «Легенд…») Виктор Токарев откровенно признался, что испытывает перед показом не только естественное волнение, но и сомнение, примут ли в этом зале сценическую трактовку мифов и сказок преимущественно бурятского эпоса.
– Русские играют бурят лучше, достовернее, чем сами буряты! Вы их душу почувствовали, уловили пластику, национальный характер, – убеждённо говорила в тот же вечер за дружеским фуршетом народная артистка России Нина Токуренова. – Мы сражены! Подлинно эпическое полотно, удивительная согласованность всех компонентов, фантастическая красота костюмов, музыки, голосов…
«Везите в Европу – фурор вашему штучному спектаклю обеспечен!» – вторили актрисе заместитель министра культуры Сергей Добрынин и другие представители принимающей стороны.
Как оказалось, та же Нина Токуренова, едва отзвучали в зале дружные возгласы «Молодцы!» и «Браво!», обошла все гримуборные, делясь с исполнителями переполнявшими её впечатлениями и восхищаясь «полнотой актёрской отдачи, мощной и чёткой работой массовки». Не часто такое бывает, надо сказать. Не часто. Столь бурный и всеобщий эмоциональный отклик – уже само по себе событие, которое будет памятно всем участникам «Легенд седого Байкала». Трижды подряд сыграли вампиловцы этот спектакль в столице Бурятии, и к третьему показу зрительский ажиотаж достиг апогея. Переаншлаг! Почти на полчаса задержали начало, пока не удалось как-то разместить всех.
То ли «сарафанное радио» содействовало успеху иркутян, то ли сказалось отсутствие в городе собственных театров, ещё не вернувшихся с гастролей, но на спектакли ТЮЗа жители города-соседа не только охотно шли, а просто ломились порой. Маловерам, перефразируя Паниковского, могу одно посоветовать: поезжайте в Улан-Удэ и спросите! Ладно, если зал битком на вечернем представлении. А видели бы вы переаншлаг на утреннем, когда малышей пришлось по двое в каждое кресло усаживать…
Разве не диво, что как только утихомирилось «броуновское движение» в рядах и улеглась паника, дети завороженно, чуть ли не дыша, стали внимать происходящему на сцене? Там дед Кокованя, приютив сиротку Дарёнку с её кошкой Мурёнкой, открывает девочке, наделённой талантом сострадания и самоотречения, секрет волшебного козлика. И сверкают ребячьи глазёнки, как те самоцветы в «Серебряном копытце» по сказу П. Бажова в постановке и оформлении Виктора Токарева, который стремится каждой работой ТЮЗа взращивать в душах семена добра. Витамины тепла и света нужны каждому, независимо от возраста, но юным – в первую очередь. На сказке С. Михалкова «Зайка-зазнайка» в режиссуре Александра Ищенко и декорациях засл. работника культуры РБ Владимира Безродных дети много и охотно смеются над приключениями длинноухого хвастуна, но сочувствуют ему, когда он сконфужен.
«Время сейчас такое жёсткое, люди теряют сердечность, открытость, стесняются сказать доброе, просто улыбнуться», – слова недавнего юбиляра Игоря Костолевского. Выходит, «Жестокие игры» А. Арбузова как раз про сегодняшний день, хотя известный драматург родился ровно век назад, а его пьеса прожила уже три десятилетия. В Улан-Удэ на долю этих «игр в стиле рок» выпал феноменальный успех. Молодёжная по преимуществу аудитория неистово аплодировала, в едином порыве, как и на «Легендах седого Байкала», поднявшись с кресел. Назавтра, в день закрытия гастролей с участием министра культуры РБ Юлии Ангаевой, многие захотели посмотреть чем-то зацепившее их зрелище повторно. Снова столпотворение, переаншлаг, исполнителей бессчётно вызывают на поклоны. Те, смущённые горячим приёмом, просят, в свою очередь, на сцену автора премьеры – московского режиссёра Олега Ефремова (нет-нет, не родственника – однофамильца), ставшего с этой осени главным режиссёром ТЮЗа.
…«Выйдя из театра, обтёр я на крыльце последнюю сладкую слезу. И пусть теперь доказывают мне, что изящные искусства не имеют влияния на счастье наше!» – это Н.М. Карамзин – 18-й век, «Письма русского путешественника». Жизнь стремительно меняется, а человек… Представьте себе, в глазах зрителей «Жестоких игр» стояли невысохшие слёзы! Вот только не могу сказать, солёные или сладкие, как у автора «Бедной Лизы». Одно свидетельствую достоверно: триада «аншлаг, аплодисменты, цветы», сопровождающая, как правило, гастроли вампиловцев, видоизменилась. Цветов практически не было, если не считать букетов от администрации сразу семи актёрам, которых ввели на роли в «Провинциальных анекдотах», да гладиолусов, вручённых за кулисами преданной поклоннице иркутян Сержене Валентиновне – сестре Вампилова. Место цветов в триаде заняли автографы. Стайка девушек, терпеливо выждав появления из служебного входа молодых героев «Жестоких игр», наперебой протягивала программки, прося о заветной росписи.
Сказать по чести, давненько не наблюдалось подобных сценок. Так что, малые гастроли вкупе с обновлением труппы и её художественного руководства рождают большие надежды? В таком случае пожелаем этим надеждам сбыться!
Фото Александра КНЯЗЕВА