Взгляд из палатки
Как я стала другим человеком
Минувшее лето мы с подругой не забудем никогда. Впервые мы жили в палатках, вдалеке от цивилизации, хлебнули настоящей «дикой» жизни. И всё это благодаря туристическому клубу «Лазурит» из посёлка Култук. Он организовал два палаточных лагеря: первый расположился на берегу Иркута, в Тункинской долине, а второй – недалеко от деревни Монды, что на границе с Монголией. Сказать, что было здорово, – значит ничего не сказать. Просто домой я вернулась, можно сказать, другим человеком и на многое в жизни стала смотреть по-новому.
А начиналось всё совсем не радужно…
В первый же день пребывания в лагере нам с подругой стало ясно: зря сюда приехали. Неужели мы сможем мыть посуду три раза в день в холодном Иркуте? Неужели во время дежурств будем готовить на целых 35 человек блюдо под названием «суп походный»? Неужели так и придётся вскакивать ни свет ни заря и бежать как угорелый на утреннюю зарядку? Ну нет, лично я к такой жизни не приспособлена. Мне привычнее, проснувшись утром, включить телевизор и смотреть любимую передачу. Мне гораздо больше нравится сидеть в кафе, чем на брёвнах, поглощая тот самый походный суп. Я предпочитаю путешествовать по магазинам, а не по горам-долам. И почему я должна укладываться спать строго по расписанию? И почему должна смотреться в это маленькое зеркальце, в которое ничего не разглядеть? Я хочу в салон красоты!
Кстати, ребята, которые не первый раз в этот лагерь приехали, все уши нам прожужжали про дискотеку под открытым небом, про то, как они её ждут. А мы с подругой смотрели на них с недоумением и даже насмешкой. Ну что хорошего в уличной дискотеке? То ли дело грохочущий ночной клуб с его цветомузыкой и прочими клубными эффектами! Поэтому, когда нас лишили дискотеки в качестве наказания за то, что громко разговаривали после отбоя, мы лишь рассмеялись: переживём, в Иркутске натанцуемся…
Кажется, что-то стало меняться
Лева Гордон приехал в наш лагерь издалека – из Москвы.
И лук с собой привёз, чтобы всех нас приобщить к древнему боевому искусству
Так шли час за часом, день за днём. И вдруг – не помню, с какого момента, – я с удивлением начала замечать: оказывается, мыть посуду в холодной воде не так уж и сложно, походный суп (картошка+тушёнка+заварные пакетики) на самом деле очень вкусный, а утренняя зарядка из наказания превратилась в радость – от неё сразу просыпаешься и хочется бегать, прыгать, радоваться… Но что уж совсем удивительно – мы сами с нетерпением стали ждать дискотеки. Ведь это так здорово: большущий костёр, музыка, лица друзей вокруг. Нам очень понравилось прыгать через костёр: как будто бы и страшно, особенно когда пламя ещё высокое, но постепенно оно слабеет, и прыгать совсем легко. А как мы сдружились с ребятами из Култука! С ними было очень интересно общаться, а мальчишки ещё и настоящими рыцарями оказались: после очередной трапезы с готовностью мыли наши тарелки и даже уверяли, что им это нравится. Правда, в лагере над нами посмеивались – мол, лентяйки. Но мы ведь мальчишкам тоже добром платили: например, помогали носить дрова для костра.
Кто первый?
Народ у нас в лагере собрался талантливый, поэтому в конкурсах – а их было множество – все демонстрировали свои способности. Мне особенно запомнились два конкурса. Первый – конкурс песчаных фигур. Фантазия ребят не знала предела, и скоро перед нами предстали красивейшие песочные замки, египетские пирамиды, сфинкс, очаровательная нерпа и очень милый Чебурашка. Ну а мы решили с подругами подойти к делу с юмором и слепили русалку. Её роль исполнил Денис: мы наполовину закопали его в песке, приделали песочный хвост и надели верх от женского купальника. Все вокруг – и ребята, и преподаватели – со смеху покатывались. И хотя наша русалка место заняла почти последнее, повеселились мы от души.
Страшилки наяву
Как-то ночью, когда я была в палатке одна, до меня донёсся странный звук: как будто кто-то на противоположном берегу Иркута негромко позвал: «Эй!» Сначала я подумала: показалось, но звук повторялся, словно записанный на плёнку. Меня охватил такой ужас, я даже пошевелиться боялась. На следующий день я рассказала о пережитом страхе ребятам, и оказалось, что некоторые тоже слышали эти звуки. А вскоре их расслышали и все остальные. Ребята тут же сочинили легенду – мол, на противоположном берегу в горах разбился альпинист, и теперь его призрак бродит по берегу и пытается перекинуть верёвку через реку, но верёвка слишком короткая, и он зовёт нас с того берега – «Эй!». После такой истории мы вообще с наступлением темноты боялись спускаться к Иркуту.
Но преподаватели развеяли наши страхи, дав всему научное объяснение. «Эй» – это эхо, звук волны, отражённый горами, а земля светится благодаря фосфорным червякам. И стало не страшно. Ну, почти не страшно…
Так вот оно какое – счастье
Спорт, игры, купание в Иркуте, конкурсы… Надо было всё успеть и во всём принять участие. Но главное в туристическом лагере, конечно же, походы. Мы жили среди красивейших мест – река Тунка, её окрестности, Иркут. Хотелось всё обойти, всё увидеть, запомнить. Во время одного из походов мы отправились в горы – туда, где сливаются Белый Иркут и Чёрный. Такой красоты я не видела никогда, едва успевала фотографировать.
Мы забирались всё выше в горы. Наконец добрались до ледника. Это было что-то необыкновенное. Огромная ледяная глыба снизу подтаяла, образуя пещеру с ледяным потолком. Заходишь туда словно в холодильник. Но до чего же красиво! В эту минуту я как-то остро ощутила: вот оно, счастье. Когда рядом такая красота, когда вдыхаешь свежий горный воздух. Когда устал, но хочется идти вперёд. Когда рядом друзья, которые разделяют твой восторг. Ну что ещё нужно для счастья?
Посвящение
В конце сезона ребята-«старички» – те, что уже раньше бывали в лагере, – должны были посвящать в туристы-краеведы нас, новичков. Мы очень боялись этого дня. Столько слухов бродило: говорили, что нас будут бить, в том числе и крапивой, что дадут какие-то прозвища. И хотя Сергей Викторович, наш преподаватель, уверял, что это будет праздник, мы после рассказов «старичков» просто тряслись от страха.
И наконец этот день настал. Нам велели надеть купальники и разрисовать себя красками – тут уж мы постарались. Потом стали по очереди вызывать на испытания. Первым отправился Слава. Вот он пробежал через волейбольное поле, и вдруг видим – его действительно колотят! Правда, небольно – палки-то мягкие, из туристических ковриков сделаны. Потом Слава забегает за какую-то ширму и… начинает кричать как резаный. Что же там с ним делают?! Наконец он выбегает – хорошо, что живой! – и скрывается за деревьями. Вызывают следующего. И следующего. И так далее… И вот я осталась одна. А ведь нам говорили: самое страшное – бежать последним. Но что делать, деваться некуда. Бегу мимо волейбольного поля – стукнули и меня, так, совсем легонько. Приближаюсь к злополучной ширме, а за ней – улыбающаяся Кристина, одна из наших «ветеранов». Она обливает меня водой и командует: «Кричи!» Так вот откуда брались эти страшные вопли! Я кричу изо всех сил, хотя пугать уже некого. Потом опять куда-то бегу, ползу, прыгаю, оказываюсь в реке… Ух! Наконец-то я снова в лагере, среди родных улыбающихся лиц. Как же это было здорово! Теперь нам понятно: «старички» специально нас пугали, чтобы нам было интереснее. Испытания закончились. Вслед за Сергеем Викторовичем произносим слова клятвы – и вот мы уже туристы-краеведы!
Не хочу домой
Расставаться было грустно. Не только с друзьями, но и с рекой, лесом, горами – они тоже стали нам родными. Сфотографировались на прощание с ребятами, с преподавателями, и слёзы хлынули сами собой.
Напоследок я хочу сказать огромное спасибо нашим наставникам, преподавателям Култукской школы Сергею Викторовичу Снопкову и Наталье Геннадьевне Репиной. Спасибо за незабываемое лето. За то, что мы узнали, что такое жить «дикарями», и полюбили этот образ жизни. За то, что вы, наши учителя, терпели нас, хотя порой это было нелегко. За то, что были с нами рядом в трудные минуты и всегда помогали. Спасибо за конкурсы и походы. Спасибо за всё!