издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Основа для социального партнерства

Основа
для социального партнерства

На ближайшем
административном комитете при
губернаторе будет рассмотрен
проект областного трехстороннего
соглашения на 2001-2003 годы.

Комментирует
проект документа председатель
комитета по экономике областной
администрации Александр СУХОДОЛОВ.

— Александр
Петрович, назовите, пожалуйста, все
три стороны, которые участвуют в
подготовке и подписании
соглашения.

— Одна
сторона — это работодатели. Их
интересы представляет
Некоммерческое партнерство
товаропроизводителей и
предпринимателей. Вторая —
трудовые коллективы и отраслевые
профсоюзные организации в лице
областного совета профсоюзов.
Третья — областная администрация,
представляющая интересы всего
населения Иркутской области и
выступающая своеобразным арбитром
при возникновении разногласий
между работодателями и трудовыми
коллективами.

— Для чего
нужно соглашение, что оно
регламентирует?

— Не секрет,
что цели и задачи работодателей и
трудовых коллективов не всегда
совпадают, и это является
потенциальным источником
социальной напряженности, тормозом
для социально-экономического
развития области. Очень важно
сбалансировать интересы этих двух
сторон, соразмерить потребности с
возможностями, создать условия для
бесконфликтного и созидательного
развития. Споры гораздо
эффективней решать за столом
переговоров, закрепляя достигнутые
договоренности соответствующим
документом. Вот почему в 1998 году был
принят областной закон "Об
организации и правовых основах
социального партнерства в
Иркутской области".

Таким
образом, областное трехстороннее
соглашение выступает достаточно
действенным механизмом для решения
социально-трудовых споров мирным
путем, без политической трескотни и
забастовок. Оно создает правовую
основу для социального
партнерства.

— Как
готовился проект соглашения?

— Для
подготовки единого, согласованного
всеми сторонами документа
губернатором была сформирована
рабочая группа.

В процессе
переговоров на совместных с
профсоюзами и работодателями
заседаниях был подготовлен
окончательный проект соглашения. В
ближайшее время он будет
рассмотрен на административном
комитете при губернаторе и
подписан сторонами.

В его основу
заложено два ключевых принципа:
"создать благоприятные условия
для тех, кто может работать, и
гарантировать достойную жизнь тем,
кто оказался социально
незащищен" и "повышение
зарплаты и уровня жизни должно быть
связано с экономическим ростом".

— Принцип
оплаты труда является краеугольным
для подобных соглашений. Можно
сослаться на подписание
генерального трехстороннего
соглашения в Москве, когда
профсоюзы настаивали на
немедленном повышении минимальной
зарплаты до прожиточного минимума.
Возникали ли подобные требования
при подготовке областного
трехстороннего соглашения?

— Поскольку
на немедленном повышении
минимальной зарплаты настаивала
Федерация независимых профсоюзов,
наш областной совет профсоюзов был
вынужден придерживаться этой же
линии. Но сиюминутно реализовать
эти требования невозможно.

Самая
главная причина — отсутствие
источников финансирования. Если
поднять минимальную зарплату до
уровня прожиточного минимума
немедленно, то, по оценкам
Министерства труда России,
дополнительные расходы
консолидированного бюджета страны
увеличатся до 2,7 трлн. руб. И еще 7
трлн. руб. потребуется изыскать
предприятиям. Таких гигантских
ресурсов нет.

Напомню, что
еще совсем недавно, в июле 2000 г.,
минимальная зарплата была всего 83
руб., а с 1 декабря 2001 года — 450 руб. За
1,5 года — более чем 5-кратный рост. Но
даже такое повышение создает
трудности с финансированием из
федерального бюджета, не говоря уже
об областном.

Резкое
повышение расходов, не
подкрепленное источниками, лишь
дестабилизирует социальную
обстановку. Например, в аграрном
комплексе профсоюзные активисты
требуют поднять минимальную
зарплату до 1100 руб. Такое "доброе
дело" пустит сельское хозяйство
под нож. Хозяйства просто не смогут
расплачиваться с работниками.
Начнутся массовые увольнения,
банкротства. Вот вам и защита
трудящихся.

По оценкам
Минтруда, согласованным с другими
ведомствами, зарплату бюджетникам
можно будет довести до
прожиточного минимума в течение 3-4
лет, при условии устойчивого
экономического роста страны.

Что касается
отдельных предприятий и отраслей
внебюджетной сферы, то здесь можно
увеличивать оплату труда по мере
созревания экономических
предпосылок, за счет собственных
источников, при подписании
коллективных договоров и
отраслевых тарифных соглашений.
Именно такой реальный путь мы и
предлагаем профсоюзам.

— А как
обстоят дела в Иркутской области?

— У нас в
социально-экономической сфере уже
имеется устойчивая положительная
динамика. Растут объемы
производства в базовых отраслях.
Реальная зарплата (с учетом
инфляции) выросла за истекший год
на 12-14%. Индексация прожиточного
минимума также осуществляется
опережающими инфляцию темпами.
Задолго до того, как было принято
решение на федеральном уровне,
губернатор увеличил зарплату
работникам бюджетной сферы за счет
средств областного бюджета на 20%.

Все это
создало хороший задел для более
динамичного продвижения вперед.
Подписание трехстороннего
соглашения и развитие социального
партнерства в Иркутской области
будет способствовать этому
процессу.

Беседовала

Ольга МАТИСОН

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры