Подводим итоги викторины "ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК?",
Подводим
итоги викторины "ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК?",
составленной
преподавателями факультета
филологии и журналистики
Иркутского государственного
университета (викторина
опубликована 29 сентября).
Дорогие
читатели!
Очень
приятно, что вам понравились наши
вопросы и вы (по мере своих знаний и
возможностей) попытались
разобраться в предложенных
заданиях. Диапазон читательских
откликов очень широк: Иркутск и
Братск, Аларский, Жигаловский,
Нукутский районы и многие другие
города и села нашей области.
Отрадно, что в викторине
участвовали как ученики выпускных
классов, так и 7-9-классники.
Обрадовало нас и то, что при ответе
на вопросы вы работали не только
самостоятельно, но и целыми
коллективами (7 класс гимназии N 1 г.
Саянска, 7"А" класс из села
Знаменка Жигаловского района).
Как мы
отмечали в сентябре, вопросы
викторины только на первый взгляд
кажутся простыми, а на самом деле
таят в себе "подводные" камни.
Наибольшие сложности у вас вызвали
вопрос о смысловом отличии форм
множественного числа в парах
"стол-столы" и "вино-вина"
и вопрос о словообразовательной
структуре слов. Поэтому честь и
хвала ребятам, правильно
выполнившим эти задания. Очень
жаль, что некоторые авторы писем
решили "учавствовать" (к
сожалению, так и написано) в
викторине; обидно, когда в ответах
на каждой строчке встречается
слово "ну", засоряющее наш
язык; настораживает тот факт, что
участники викторины по русскому
языку допускают пунктуационные и
орфографические ошибки или не
могут четко и доступно
сформулировать свою мысль.
Впрочем,
достаточно о грустном. Любое
состязание предполагает наличие
победителя. Поэтому с радостью
сообщаем, что самые полные и
исчерпывающие ответы мы обнаружили
в письме ученицы 10 "Б" класса
средней школы N 49 г. Иркутска Ольги
Виноградовой. Немного отстали от
нашей победительницы ученики 7
класса (очень приятно!) гимназии N 1
г. Саянска и Татьяна Афиногенова из
Эхирит-Булагатского района.
Поздравляем!
Вы не
обнаружили свое имя в нашем списке?
Не расстраивайтесь, а знакомьтесь с
правильными ответами и
разбирайтесь в допущенных ошибках!
Кафедра
русского языка Иркутского
государственного университета
1. Отметьте
слова, в которых рядом находятся
два главных звука: баюшки-баю,
галерея, лауреат, сауна, союз,
статуя, филиал, фойе.
Для
правильного выполнения данного
задания нужно уметь разграничивать
такие единицы, как звук речи и
буква. Дело в том, что в русском
языке 42 звука речи, которые мы можем
обозначить с помощью 31 буквы (Ъ и Ь,
к сожалению, лишены такой
возможности). Поэтому в
определенных позициях буквы Е, Е, Ю,
Я, И, О могут обозначать целый слог,
состоящий из согласного звука [й’] и
определенного гласного звука.
Соответственно, два гласных звука
подряд можно встретить в словах
л[ау]р[иа]т, c[ау]на, фил[иа]л. Во всех
остальных словах между двумя
гласными звуками находится
согласный звук [й’]: б[ай’у]шки —
б[ай’у], галер[эй’а], с[ай’у]з,
стат[уй’а], ф[ой’э].
2. Знание
какого раздела языка поможет
ответить на вопросы: "В каком
магазине нельзя ничего купить?" и
"Можно ли отрезать без ножа или
другого режущего предмета?"
Основная
единица русского языка — слово,
которое передает накопленные из
поколения в поколение трудовые
навыки, понятия, культурные и
исторические ценности. Слово
является центральной единицей
особого раздела науки о языке —
лексикологии, изучающей его не
только само по себе, но и в
определенной связи с другими
словами.
В
современном русском языке есть
немало слов, которые имеют одно
лексическое значение (вывих, сосна,
шампиньон и др.). В лексикологии
такие слова называются
однозначными. В то же время в
русском языке выделяется обширная
группа многозначных слов, которые
имеют несколько значений, при этом
все значения такого слова так или
иначе связаны между собой (лакей,
приложить, тип и др.). В языке есть и
разные по значению слова,
совпадающие в написании,
произношении или грамматическом
оформлении. Такие единицы
называются омонимами (ключ в лесу и
ключ в замке).
Следовательно,
ответ на предложенные вопросы
помогает дать лексикология и
представление о многозначных
словах и омонимах. Обратимся к
"Толковому словарю русского
языка" С.И. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой:
Магазин.
1. Учреждение,
производящее розничную торговлю, а
также помещение, в котором
производится такая торговля
(продуктовый магазин).
2. Склад для
хранения чего-нибудь (устар.).
3. Коробка в
аппарате, приборе для вкладывания
однородных штучных изделий, частей
чего-нибудь (например, патронов в
стрелковом оружии).
Отрезать.
1. Отделить,
разрезав (отрезать кусок хлеба).
2. Отделить
межеванием (земельный участок).
3. Отделить,
нарушив связь между кем-чем-нибудь
(селение отрезано разлившейся
рекой).
4. Резко и
коротко ответить (разг.).
Слова
"магазин" и "отрезать"
являются многозначными, имеют
несколько значений. Следовательно,
ничего нельзя купить в магазине
винтовки (автомата) и можно
отрезать без ножа, т.е. отмерить
определенный участок земли,
преградить путь к отступлению или
резко ответить.
3. Одинакова
ли словообразовательная структура
слов "грамотей",
"книгочей", "злодей"?
Слово
грамотей образовано от слова
"грамота" при помощи суффикса
-ей. Соответственно,
словообразовательная структура
данного слова следующая: корень
грамот-, суффикс -ей и нулевое
окончание (грамотей ).
Слово
"книгочей" образовано от двух
разных слов "книга" и
"читать" путем сложения основ
этих слов при помощи
соединительного гласного о и
суффикса -ей (который, как и в слове
"грамотей", выражает значение
"человек"). Соответственно,
словообразовательная структура
данного слова следующая: корень
книг-, соединительный гласный о,
корень ч-, суффикс -ей и нулевое
окончание (книгочей).
Наиболее
сложным и интересным в
словообразовательном отношении
является слово "злодей". Оно
образовано от двух разных слов
"зло" и "деять" (ср.:
"деление", "деятель",
"деятельность" и др.) путем
сложения основ этих слов при помощи
соединительного гласного о.
Если
исходное слово в процессе
словообразования изменило свою
принадлежность к части речи, мы
должны найти тот элемент, который
участвовал в образовании нового
слова (ср.: "деять" — глагол,
"злодей" — имя
существительное).
Использование
только соединительного гласного не
изменяет состав основы и часть речи
производящих слов
("лесостепь": "лес" и
"степь"; "сине-зеленый":
"синий" и "зеленый").
Элемент -ей в слове "злодей" не
может быть признан суффиксом, т.к.
этот компонент уже присутствует в
глаголе "деять". Основная
функция окончания — соединение
слов в словосочетании или
предложении, поэтому при помощи
окончаний новые слова в русском
языке не образуются.
Следовательно,
элемент, участвовавший в
образовании слова "злодей", не
выражен звуком и буквой и является
нулевым. В русском языке нет
нулевых приставок и постфиксов, но
есть нулевые суффиксы и окончания.
О функции окончания мы уже сказали,
поэтому единственно правильное
решение — выделить в данном слове
нулевой суффикс, а в качестве
доказательства существования
такой единицы можно привести пару
"теща-тесть": первое слово
содержит нулевой суффикс, который
образовал данное слово и обусловил
чередование звуков [с’т’]//[щ’].
Соответственно,
словообразовательная структура
слова "злодей" следующая:
корень зл-, соединительный гласный
о, корень дей-, нулевой суффикс и
нулевое окончание (злодей ).
Итак, слова
"грамотей", "книгочей" и
"злодей" имеют абсолютно
разную словообразовательную
структуру.
4. Можно ли
вне текста определить значение и
морфологические признаки слов
"прорыв", "опал",
"три", "выпили"?
Значение и
морфологические признаки данных
слов вне текста определить нельзя,
т.к. перед нами грамматические
омонимы — омоформы: разные по
значению слова, которые совпадают
по звучанию и написанию не во всех
грамматических формах.
Слово
"прорыв" может быть именем
существительным, называющим место,
где что-то прорвало или где
прорвались (заделать прорыв в
плотине), или деепричастием (он
отвел воду, прорыв канаву).
Слово
"три" может быть
количественным именем
числительным (прошло три дня) или
глаголом "тереть" в форме
единственного числа
повелительного наклонения (три
сильнее!).
Слово
"опал" может быть именем
существительным, обозначающим
бледный стекловидный камень
(благородный опал), или глаголом
"опасть" в форме мужского рода
единственного числа прошедшего
времени (лист опал с дерева; после
болезни он опал с лица).
Слово
"выпили" может быть глаголом
"выпить" в форме
множественного числа прошедшего
времени (выпили всю воду) или
глаголом "выпилить" в форме
единственного числа
повелительного наклонения (выпили
фигуру аккуратно!).
5. В чем
смысловое отличие форм
множественного числа в парах
"стол-столы" и "вино-вина"?
В паре
"стол-столы" первое слово
обозначает один предмет, второе —
определенное количество таких же
предметов (т.е. столы: стол + стол +
стол и т.д.).
В паре
"вино-вина" ситуация иная.
Вещественные имена
существительные, к которым
относится и слово "вино"
обычно употребляется или только в
единственном числе, или только во
множественном числе (мед, мука,
олово — дрожжи, духи, сливки).
Принимая форму множественного
числа, вещественное имя
существительное, употребляющееся
обычно в единственном числе,
обособляется от формы
единственного числа и обозначает
виды, типы или сорта называемых
веществ. Так, слово "вина"
обозначает разные сорта вин:
красное вино, десертное вино и т.д.
6.
Представьте формы первого лица
единственного числа глаголов
"косить", "победить",
"искать", "убедить",
"бродить", "толпиться".
Почему это нельзя сделать в
некоторых случаях?
Русские
глаголы в большинстве случаев
являются личными глаголами, т.е.
имеют формы всех трех лиц
единственного и множественного
числа (играть: играю, играешь,
играет, играем, играете, играют).
В
предложенной группе личными
глаголами являются глаголы
"косить", "искать",
"бродить". Соответственно, они
имеют формы первого лица
единственного числа "кошу",
"ищу", "брожу", которые
отличаются от начальной формы
согласными звуками основ.
В то же время
в русском языке есть глаголы,
которые не имеют каких-либо личных
форм по разным причинам. Такие
глаголы называются недостаточными.
Например, глаголы "победить" и
"убедить" не имеют формы
первого лица единственного числа,
что объясняется неблагозвучием или
неудобством произношения (ср.:
победю — побежу — побеждю). Для
выражения данного грамматического
значения используются составные
единицы (пытаюсь убедить, надеюсь
победить и т.д.).
Глагол
"толпиться" не имеет личных
форм единственного числа, т.к.
лексическое значение данного
глагола ("собираться, стать
толпой") не совмещается с
представлением о единичном
деятеле.
7. Почему
личные местоимения Я и МЫ считаются
разными словами, а не формами
одного и того же слова?
Как уже
отмечалось, противопоставление
форм единственного и
множественного числа у имен
существительных подразумевает
противопоставление предмета и
группы однородных предметов, в
которую он может быть включен (окна:
окно + окно + окно и т.д.).
Местоимения
Я и МЫ похожи на имена
существительные тем, что указывают
на предметы или лица, но не называют
их. Однако личные местоимения Я и МЫ
нельзя рассматривать как связанные
противопоставлением по числу, т.к.
МЫ не свидетельствует о
множественности говорящих (МЫ — это
не несколько Я), а указывают на
группу лиц, среди которых находится
и говорящий: мы — "я и ты", или
"я, ты, он", или "я и они" и
т.д. Поэтому личные местоимения Я и
МЫ предлагают считать разными
словами, которые имеют формы только
единственного числа (местоимение Я)
или формы только множественного
числа (местоимение МЫ).
8. Приведите
нормативную форму именительного
падежа и поставьте ударение: адрес,
вексель, директор, договор, месяц,
отпуск, повод, полис, порт, почерк,
пропуск, рапорт, сорт, счет, торт,
экспорт.
В
современном языке активно
используются имена
существительные мужского рода с
окончанием -а (-я) в именительном
падеже множественного числа. В
одних случаях подобные формы
прочно закрепились в литературном
языке (бег-бега, окорок-окорока); в
других случаях наблюдается их
параллельное существование с
формами на -ы (-и), но со
стилистическим разграничением
(инспектор: инспекторы-инспектора).
При употреблении именительного
падежа множественного числа имен
существительных мужского рода
следует помнить о том, что подобные
слова условно можно разделить на 4
группы:
1) слова,
имеющие окончание -ы (-и): месяцы,
полисы, порты и порты, торты,
эксперты;
2) слова,
имеющие окончание -а (-я): адреса (на
конверте), директора, отпуска,
сорта, счета (денежный документ;
разряд финансовых операций);
3) слова,
имеющие вариантные формы: адреса и
адресы (приветствие юбиляру),
векселя и вексели, договоры и
договора, почерки и почерка,
рапорты и рапорта);
4)
Слова-омонимы и многозначные слова,
имеющие разные окончания: поводы
(причины) и поводья (часть узды),
пропуски (что-то пропущенное) и
пропуска (документ).
Во всех
спорных и сложных случаях советуем
обращаться к "Орфоэпическому
словарю русского языка" под
редакцией Р.И. Аванесова.
9. Запишите
слова: 40-ведерный, 90-летний,
100-килограммовый, 781-й.
Количественные
имена числительные, образующие
первую часть сложных слов, обычно
по структуре похожи на формы
родительного падежа (ср.:
пятиугольный, двухъярусный).
Исключения составляют
числительные "девяносто" и
"сто", которые сохраняют свою
начальную форму.
Составные
порядковые числительные пишутся,
как и составные количественные
числительные, раздельно, имея
столько слов, сколько в числе
значащих цифр. Следовательно,
данные слова должны быть записаны
следующим образом: сорокаведерный,
девяностолетний, стокилограммовый,
семьсот восемьдесят первый.
10. Объясните,
почему не обособляются
деепричастия в следующих
предложениях:
а) Коля решил
идти не спеша;
б)
Повертелась лиса у курятника и ушла
несолоно хлебавши.
Не
обособляются одиночные
деепричастия, непосредственно
примыкающие к сказуемому и близкие
по функции к наречиям (такие
деепричастия указывают на образ
действия): живите смеясь, люблю
читать лежа, идти не спеша и т.д.
Обычно не
обособляются деепричастные
обороты, представляющие собой
фразеологические выражения:
работать засучив рукава, уйти
несолоно хлебавши и т.д.
Задание на
завтра
Благодарим
всех участников викторины и смеем
надеяться, что наши вопросы помогли
вам еще раз убедиться в великости и
могучести нашего прекрасного
языка.
В заключение
предлагаем вопрос, который возник в
результате анализа ваших работ:
"Какое однословное имя
числительное в одном из падежей
может иметь в своем составе три
мягких знака?"
С
наступающим Новым годом и — до
новых встреч!