издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Правительство рассмотрит, как идет реформа МПС

Правительство
рассмотрит, как идет реформа МПС

20 декабря
Правительство Российской
Федерации рассмотрит вопрос о ходе
реализации Программы структурной
реформы на железнодорожном
транспорте. Программа была
утверждена правительственным
постановлением в мае уходящего
года и стала руководством к
действию для работников отрасли.

При выборе
наилучшей модели будущей
организации железнодорожного
транспорта в России был глубоко
изучен опыт реформирования
железных дорог развитых стран,
максимально учтены как достижения,
так и ошибки отечественных
реформаторов. В итоге начало
преобразований в отрасли можно с
полным основанием считать началом
первой настоящей масштабной
структурной реформы в России,
реформы, имеющей продуманный
сценарий, конкретные цели и задачи.

Программа
преобразований рассчитана на
период до 2010 года включительно и
разделена на три этапа. Нынешний
первый, или подготовительный, этап
закончится в конце будущего года
созданием открытого акционерного
общества "Российские железные
дороги", 100 % акций которого будут
принадлежать государству.

Цель второго
этапа (2003—2005 гг.) — выделение из ОАО
"Российские железные дороги"
дочерних акционерных компаний по
таким направлениям бизнеса,
которыми могут заниматься и другие
предприятия. Это призвано
обеспечить условия для
возникновения реальной
конкурентной среды.

Наконец, в
ходе третьего этапа реформирования
отрасли (2006—2010 гг.) должен быть
создан развитой конкурентный рынок
железнодорожных перевозок.

Одна из
ключевых задач первого этапа —
формирование нормативной базы,
необходимой для устранения
главного препятствия на пути
развития отрасли в рыночных
условиях: совмещения в рамках
одного ведомства функций
государственного регулирования и
хозяйственной деятельности.

Для
правового обеспечения структурной
реформы на железнодорожном
транспорте в МПС разработаны и
направлены в Правительство
Российской Федерации
согласованные с заинтересованными
министерствами и ведомствами
проекты федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О федеральном
железнодорожном транспорте" и
"О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон
"Транспортный устав железных
дорог Российской Федерации".
Кроме того, подготовлены проекты
законов "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон
"О естественных монополиях",
"Об открытом акционерном
обществе "Российские железные
дороги" и другие
основополагающие документы.

Разрабатывается
экономическая модель
функционирования открытого
акционерного общества
"Российские железные дороги",
в основу которой положен
бюджетно-рыночный принцип,
обеспечивающий концентрацию
усилий на решении целевых задач и
мотивацию повышения эффективности
труда.

Отрабатывается
механизм финансовой поддержки
убыточных видов деятельности в
сфере железнодорожного транспорта.
МПС направило в Минэкономразвития
России график ликвидации
убыточности пассажирских
перевозок дальнего следования.

Для
обеспечения социальной
стабильности в реформируемой
отрасли разработаны "Отраслевая
целевая программа содействия
занятости высвобождаемых
работников железнодорожного
транспорта на 2001—2005 годы" и
"Концепция кадровой политики на
железнодорожном транспорте на
период 2001—2010 годов".

Продуманность,
последовательность и
постепенность реформирования
отрасли позволяют осуществлять
этот сложный процесс, не только не
нарушая четкого повседневного
ритма работы железнодорожного
транспорта России, но и добиваясь
постоянного роста эффективности
этой работы.

В 2001 году
железнодорожный транспорт
обеспечил 80% грузовых перевозок в
стране и 40% пассажирооборота.

Рост объемов
перевозок обеспечен при
последовательном сокращении
трудозатрат. В результате рост
производительности труда в 2001 году
составил 11%.

Это в
значительной степени обусловлено
структурными изменениями,
произошедшими в отрасли,
внедрением новых технологий. За
счет реализации
ресурсосберегающих программ в
текущем году сэкономлено более 16
млрд. рублей, а общий
мультипликативный эффект от
реализации стратегии МПС России по
экономии текущих издержек в 1997—2001
годах составил около 130 млрд.
рублей.

МПС России
проводит тарифную политику,
стимулирующую развитие
отечественного производства. Рост
цен на продукцию, потребляемую
железнодорожным транспортом, за
1991—2001 годы составил 38,8 раза при
росте тарифов на перевозку грузов в
26,8 раза.

В 2001 году
инвестиции в развитие отрасли
достигнут 112 млрд. рублей. Ожидается
ввод основных фондов на сумму в 90
млрд. рублей, что, к сожалению,
по-прежнему значительно ниже
уровня 1991 года. Но при этом впервые
остановлен рост износа основных
фондов, а к концу года ожидается и
снижение его процентного
показателя.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры