издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Не люблю быть вторым"

Иосиф
Райхельгауз:

"Не
люблю быть вторым"

Светлана
МАЗУРОВА,
"Восточно-Сибирская правда"

Дибров — Райхельгаузу:

— А вам не
трудно работать с такой фамилией —
Райхельгауз?

— Это
ненастоящая моя фамилия. Настоящая
— Алексеев. Я взял себе красивый
псевдоним — Райхельгауз.

(Шутка).

Самыми
"ожидаемыми" гостями
недавнего театрального
Вампиловского фестиваля в
Иркутске, несомненно, были москвичи
— режиссер Иосиф Райхельгауз,
создатель и художественный
руководитель театра "Школа
современной пьесы", и Владимир
Стеклов. Они привезли спектакль
"Записки русского
путешественника" (автор текста —
именно текста, а не пьесы — Евгений
Гришковец, уже известный иркутянам
по прошлогодним Дням русской
духовности и культуры). Вместо
Василия Бочкарева, партнера
Стеклова, неожиданно для всех
прилетел народный артист России
Альберт Филозов. В Иркутске он
впервые сыграл в этом спектакле.
(Конечно, Филозова встретили с
радостью!..)

Звездный
театр

Признаюсь,
что взять интервью у Райхельгауза
было моей давней мечтой. Сколько
знаменитых артистов говорили мне:
"Работаю у Райхельгауза в
"Школе современной пьесы". А
тут и он собственной персоны!

— И кто же,
интересно, вам это говорил? —
поинтересовался Райхельгауз.

— Юрский,
Дуров, Талызина, Татьяна
Васильева… Так сразу всех и не
вспомнишь. Юрский рассказывал, что
ставит у вас спектакли и в них
играет вся его семья: он сам, его
жена Наталья Тенякова, дочь Даша.

— Гм,
правильно. Ну, давайте поговорим.

— Какой у вас
звездный театр! Какие имена! Еще
Полищук, Виторган, Валентин
Никулин, Алферова, работал
Глузский…

— Так
получилось. Не то чтобы я собирал
звезд специально… В основном это
люди, с которыми я знаком много лет.
Юрский снимался в моем телефильме
"Картина". С Филозовым мы с
юности дружим и работаем. Володю
Стеклова я увидел еще на Камчатке, в
Петропавловске, и сказал: "Вам
надо работать в Москве…" Он
потом переехал, независимо от меня.
Ира Алферова — моя однокурсница, мы
вместе учились в ГИТИСе, она играла
в моих студенческих работах. Сергей
Юрский и Лев Дуров — мои кумиры, я на
них просто молился, а когда
возникла возможность, конечно же,
позвал в свой театр. Филозов,
Полищук — основатели театра,
Стеклов, Таня Васильева,
Мартиросьян — штатные артисты, а
Юрский, Дуров, Алферова очень много
работают на нашей сцене.

— Есть у вас
любимый актер (актриса), на кого
хотелось бы ставить и ставить?

— Вы знаете,
на кого хотелось, на того ставил и
ставлю.

— И все же,
кто самый любимый?

Вздохнул,
задумался: — Не могу выделить
кого-то. Я их всех очень люблю, но
больше всех люблю того, с кем
репетирую сегодня, сейчас, в данный
момент.

Нет, это
трудно… Как выделить? Ведь это так
же, как выбрать кого-то из любимых
детей. У меня две дочери, я очень
люблю обеих и не могу сказать, кого
больше.

— А родные
дети не пошли по вашим стопам?

— Вы знаете,
одна пошла! В спектакле "Записки
русского путешественника",
который мы к вам привезли, как раз
декорации моей дочки Маши Хазовой.
Ей 20 лет. В этом году она
заканчивает институт по
специальности "сценография
костюма", но уже делает
иллюстрации декораций, костюмов,
много работает с другими
режиссерами.

А младшая
учится в шестом классе. Надеюсь, что
она не станет артисткой.
Действительно, очень не хочу этого!

Кредо

— Театр
"Школа современной пьесы"
открылся 27 марта (Международный
день театра) 1989 года, существует уже
тринадцатый сезон. До этого я
работал в "Современнике", в
Театре Станиславского. На сегодня у
меня около 70 поставленных
спектаклей, десяток телевизионных
работ.

(К слову,
Иосиф Райхельгауз — народный
артист России, заслуженный деятель
искусств России, лауреат
Государственных премий разных
стран — даже Турции, профессор).

Преподавать
я начал очень давно, едва закончив
ГИТИС. В 90-х годах вел курс по теории
драмы и мастерству актера в
Рочестерском университете США.
Сейчас руковожу мастерской
артистов театра и кино во ВГИКе,
читаю лекции по теории и истории
режиссуры в Российском
государственном гуманитарном
университете.

Я стараюсь
ставить пьесы только что
написанные, которые никто не
ставил. Это сочинения эксклюзивные.
Не люблю повторяться, быть вторым.
Горжусь тем, что наш театр, может
быть, единственный в России, где
репертуар не повторяется. Как
только узнаю, что пьеса поставлена
в другом театре, снимаю спектакль
из репертуара.

Еще во
времена Станиславского и
Немировича-Данченко говорили, что
современной драматургии нет. Наш
театр под современной драматургией
понимает следующее: пьеса написана
здесь, в России, сейчас живущим
автором. Театр без новой
драматургии — что семья без детей,
так же обречен на вымирание.

Мои любимые
авторы? Пристрастия меняются. Я
поставил десяток пьес Семена
Злотникова. Первым в стране
поставил его пьесу "Пришел
мужчина к женщине", и она до сих
пор у нас идет. Сейчас увлечен
Гришковцом. Он очень хорошо пишет, а
я люблю хорошую литературу. Он
точно попадает в чувства
зрительного зала, предельно
искренне излагает сюжет. Ближайшая
премьера — "Город", опять же по
Гришковцу. Этот спектакль
репетирую я.

Но мы
приглашаем на постановки разных
режиссеров и обязательно —
молодежь, дипломников, выпускников
ВГИКа, ГИТИСа, учеников Марка
Захарова, Леонида Хейфеца, Петра
Фоменко…

К сожалению,
на зарубежных фестивалях мы бываем
чаще, чем на российских. В этом году
были в Америке, Израиле, Египте,
Германии, только что вернулись из
Канады. Мы бы с удовольствием
ездили по России, но нас много:
артисты, техслужбы, декорации, а
сегодня все это дорого везти.
Правда, вот Екатеринбург нас зовет,
принимает. И мы едем.

В Иркутске я
был еще в студенческие годы со
своим актерским курсом ГИТИСа, с
Ирочкой Алферовой. Мы ездили (помню
названия до сих пор!) в Усть-Кут,
Усть-Илимск, Братск. Моя
студенческая режиссерская работа
впервые была оценена в одной из
братских газет (это первая в моей
жизни рецензия!) Позже еще бывал в
ваших краях…

Все билеты
проданы

— Самый
кассовый спектакль вашего театра?

— У нас нет
некассовых спектаклей, они все —
кассовые. Скажем, спектакль
"Пришел мужчина к женщине"
идет уже столько, сколько
существует наш театр, я бы его снял,
потому что Альберт Филозов и Ирина
Алферова — не самые молодые люди,
чтобы играть 35-летних в этой пьесе.
Но тем не менее зрители очень любят
этот спектакль, на него всегда
проданы все билеты, поэтому я не
могу его снять.

Пятьсот раз
прошел спектакль "А чой-то ты во
фраке?" Он объездил весь мир, был
на всех гастролях, фестивалях. На
"Чайке" Чехова в нашем театре
не бывает пустых мест. На
"Записки русского
путешественника" билетов не
достать. Или, скажем, последняя
премьера — "Чайка" Бориса
Акунина. Ну просто ужас что
творится! У метро спрашивают лишние
билетики. Естественно, всегда самый
большой интерес — к премьерам.

Очень
кассовый спектакль у Жени
Гришковца, когда он сам играет —
"Как я съел собаку". Или
"Одновременно".

— Знаю, что в
двух ваших работах занята
известная балерина Людмила
Семеняка…

— Да, дебют
Людмилы на драматической сцене —
наш спектакль "Прекрасное
лекарство от тоски" по пьесе
Злотникова сделан специально на
нее. Она там играет балерину,
которая больше не танцует. А в
чеховской "Чайке" играет
Полину Андреевну, жену
управляющего имением Шамраева.
Замечательно играет. Людмила
Ивановна очень интересный человек
сама по себе, а не только
выдающаяся, блистательная
балерина.

Я вообще
люблю занимать в спектаклях
недраматических артистов.
Замечательный режиссер Виктор
Шамиров играет у нас уже в
нескольких спектаклях. Когда я
впервые предложил ему сыграть, он
отказывался, говорил: "Не
умею". Сейчас играет Треплева. В
очередь с журналистом, писателем,
режиссером Александром Гордоном,
невероятно популярной в Москве
личностью. Мне кажется, если
человек творческий,
"объемный", если у него есть
содержание, то научить его
технологии пребывания на сцене
несложно.

Театр
Райхельгауза часто называют
антрепризным. Ему такое
определение не нравится, более того
— оно для него оскорбительно!

— Я
категорически с этим не согласен! У
нас работает много знаменитых
артистов. Поэтому есть ощущение,
что театр антрепризный. Сегодня
много халтурщиков, которые
опошлили слово "антреприза".
Так называемые продюсеры собирают
двух-трех известных артистов и
разъезжают с ними по бедной России,
сшибают деньги…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры