издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Мы ждем от фестиваля открытий"

"Мы
ждем от фестиваля открытий"

В определенной степени для
жизни театра фестиваль — это
встряска: ломка рабочего режима,
отмена репетиций, выключение из
нормального ритма… А впереди
премьеры, которые обозначены в
афише. Что дает фестиваль театру —
актерам, режиссерам, техническим
службам, всему его организму? Чем он
интересен профессионалам? На
вопросы нашего корреспондента
отвечает главный режиссер
Иркутского академического
драматического театра им. Н.П.
Охлопкова Артур ОФЕНГЕЙМ.

— Любой
фестиваль, конечно же, —
возможность познакомиться с
другими коллективами. Тем более
интересен фестиваль современной
драматургии поствампиловского
периода. А это предполагает и те
театральные формы, которые
соответствуют пониманию
современного отношения к театру,
взаимоотношений театра с
драматургией, с автором, с тем, что
происходит в жизни. Разные театры,
разные взгляды, что само по себе
любопытно. А кроме того очень
творчески выгодно, когда все
приезжают к тебе, и ты получаешь
возможность, не выходя из дома, все
это увидеть. Нам повезло. Кроме
спектаклей будет еще масса встреч с
режиссерами и актерами театров,
которые приезжают, конференций,
"круглых столов", бесед…
Своего рода творческий семинар. И
это очень полезно для всякого
художника, для любого театра,
поскольку расширяет кругозор.
Полезно и для театра в целом,
поскольку привлекает к нему
внимание, дает нового зрителя. Со
всех точек зрения это явление
замечательное, не говоря о том, что
в Иркутске обязательно должен быть
фестиваль имени Вампилова, именно
такой — Всероссийский, с
привлечением всего самого
интересного, что происходит в
театральном мире сейчас.

— Иркутский
зритель уже знает вас как
приверженца классики. Чем
привлекательна современная
драматургия? Насколько важно для
театра обращение к сегодняшним
авторам?

— Та
современная драматургия, с которой
я знаком, мне неинтересна. Поэтому я
с большим интересом, точнее
сказать, надеждой жду этого
фестиваля. Особенно работу
лаборатории молодых драматургов.
Возможно, удастся познакомиться с
какими-то интересными именами,
которые еще неизвестны.

Сколько бы мы
ни говорили, что классика вечна —
она действительно вечна и всегда
поворачивается новой гранью… Я как
режиссер мог бы обращаться к
классике, находя в ней все, что
волновало человека и продолжает
оставаться важным для него сегодня.
Но было бы несправедливо по
отношению к зрителю исключить
современную драматургию из
театрального процесса. Пьес
прекрасных достаточно написано, и
мне совершенно не важно, в каком
времени происходят в них события. Я
не делю драматургию на современную
и классическую. Я ищу тему, которая
может существовать во все времена,
во всех странах. Зрительские
потребности влияют на формирование
политики театра, и мы обязательно
должны представлять и современную
драматургию. Поэтому интерес к
лаборатории молодых драматургов
есть и у нашего театра, и думаю, у
всех участников фестиваля.

— Чем мог бы
привлечь сегодняшний автор
современного режиссера?

— Есть темы
вечные для искусства, для
проникновения в них не важно ни
время, ни место действия, ни язык, на
котором написана пьеса…

Мне
интересно, как человек пытается
прожить жизнь. Прожить свою
собственную жизнь, быть самим собой
— не тем, каким его хотят видеть,
каким он хочет, по ряду
обстоятельств, чтобы видели его.
Как он пытается понять, что он есть
на земле, и насколько удается ему
это "свое" осуществить.
Желание быть самим собой всегда
приводит к драматическим, а очень
часто и к трагическим
столкновениям и трагическому
исходу. Этот конфликт лежит в
основе нашей жизни, и то, насколько
он раскрывается в пьесе, делает ее
более или менее глубокой,
привлекательной. Занимаясь этой
темой, театр дает возможность
человеку осознать самого себя,
определить, что же есть в нем
случайного, привнесенного, а что же
собственного. Как говорила одна
поэтесса: "Мне подменили
жизнь…". Множество людей живут
не своей жизнью. Это очень больная,
актуальная и распространенная
тема. Каждый волей-неволей —
продукт той системы, в которой
вырос. Его голос очень часто
начинает фальшивить из-за того, что
заставляют петь другие песни, не те,
для которых он создан природой. И
эта одна из тем, отражение которой
хотелось бы найти и в современной
драматургии. Но тема не
единственная, их много.

На фестиваль
собрались очень интересные театры
и привезли лучшие свои работы.
Надеюсь, фестиваль даст достаточно
пищи для размышлений, откроет
интересные имена и для людей
театра, и для иркутских зрителей.

Беседу
записала
Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры