Виталий НАРОЖНЫЙ
Виталий
НАРОЖНЫЙ
Не первый год
составной частью большой программы
Дней "Сияние России"
становится фестиваль любительских
театров области под названием
"Прикосновение к русской
классике".
В этот раз он
оказался особенно представителен и
широк: восемь театральных
коллективов из Иркутска, Ангарска,
Усолья, поселка Мишелевка показали
сценические работы, в основу
которых положены произведения
больших российских писателей.
Еще и еще раз
фестиваль подтвердил, как
неисчерпаема, бесценна и вечна
литература, завещанная нам
предками. Из пьес в его афишу вошли
не только чеховские водевили,
азбука и утеха русского
сценического любительства на
протяжении века (их исполняли
театры "Факел" из Ангарска,
"Театральные встречи" из
Мишелевки, "Кот" из Усолья), но
и "Последняя жертва"
Островского в серьезной постановке
иркутского "Предместья", и
"Живой труп" Льва Толстого в
необычной сценической версии
ангарского театра "Росток".
Отрывками в составе композиций
представили театр-студия
"Диалог" пушкинскую
"Русалку", чеховскую
"Чайку", "Снегурочку"
Островского, а коллектив
школьников из Усолья — "Женитьбу
Бальзаминова" и совсем уж редкий
на сцене "Урок дочкам" И.А.
Крылова. Наряду с драматургией
звучали со сцены и поэзия (от
Пушкина в "Диалоге" до
мастеров серебряного века в театре
"Чудак" из Ангарска) и
прозаические отрывки…
Разным был не
только материал, но и уровень его
воплощения. Но роднило все работы
одно: любители обращаются к
классике не по заказу и не по
"разнарядке", а по внутренней,
душевной потребности. При каждом
прикосновении к большой литературе
эти люди трепетно открывают для
себя (и своего зрителя!) красоту и
величие русского языка, духовную
высоту авторской позиции,
непременную (хотя порой сложную)
перекличку материала с их
собственными, современными
проблемами…
Фестиваль
был четко организован и
профессионально проведен
областным центром народного
творчества и досуга, отмечен
хорошим уровнем взаимодействия
между театрами-участниками (в
частности, доброй помощью приезжим
коллективам со стороны
"принимавших" театра-студии
"Диалог" при энергоколледже и
"Предместья" при студклубе
ИрГТУ), не обделен вниманием
иркутской публики (особенно
"левобережной", к
любительскому театру
неравнодушной) и специалистов.
Наконец,
поистине событием стало
выступление на нем 3 курса
Иркутского театрального училища с
литературно-музыкальной
композицией "Лето Господне" по
произведению И.С. Шмелева.
Студенческий спектакль не только
точно вписался в тему фестиваля,
внес в него один из самых мощных
аккордов, но и явил отличный пример
"смычки" любителей с
профессионалами (пусть в данном
случае — "без пяти минут"
профессионалами) сцены. Возникла
надежда на то, что впредь и
"настоящие", большие театры
города не останутся в стороне от
этого доброго дела, покажут
любителям (и публике) образцы уже не
прикосновения, но проникновения в
глубины русской литературной
классики.