Лесная аритмия
Лесная
аритмия
Светлана
ГРЕШИЛОВА,
и.о. зам.редактора газеты
"Бирюсинская новь".
В лесной отрасли Приангарья
назрела непростая ситуация
А
нагнетателем (не по собственному
желанию) напряженности в
лесопромышленности стали
таможенники. Всем понятно, что
любой контроль призван
стимулировать честную,
производительную работу. Но
получилось так, что столь важный
контролирующий орган, как
государственная таможня, стал
тормозом ритмичной работы
предприятий лесной отрасли
Иркутской области. А дело в том, что
с июля нынешнего года в
соответствии с приказом
Федеральных органов был упразднен
отдел таможенного контроля,
работавший в Чуне. И теперь
предприятия, занимающиеся
экспортом лесопродукции в Тайшете,
Тайшетском, Чунском районах,
вынуждены ехать за 200-250 километров
на Нижнеудинский таможенный пост
за оформлением декларации.
Может, по
нашим сибирским меркам и не столь
велик путь, но дело даже и не в
километрах. Важнее, что тратится
время на разъезды, и,
соответственно, увеличивается
простой вагонов. А это
непосредственные финансовые
затраты производства, отсюда и
задержка выплаты заработной платы.
Нет реализации — нет оплаты. Хотя
люди работают, продукция идет. Но
предприятие не получает доход, так
как задерживается реализация, плюс
приходится выплачивать суммы за
простой вагонов.
Зачем
предпринимателям лишние препоны, и
есть ли возможность их избежать,
разрешив более рационально вопрос
экспортных отправлений. Об этом
недавно и собрались поговорить
руководители таможенных служб,
представители крупных предприятий
области, отделения железной дороги.
В начале
октября в актовом зале
администрации Тайшетского района
прошло совещание, в повестке дня
которого стоял столь злободневный
вопрос. Инициаторами этого акта
стали руководители лесных
предприятий, мэры и главы
администраций Тайшета, Тайшетского
и Чунского районов. Поговорить о
назревшей проблеме приехали также
представители Нижнеудинска,
Тулуна, Братска, Усть-Кута.
Открыл
совещание Сергей Сыровой,
заместитель начальника
департамента внешнеэкономических
связей областной администрации. Он
коротко объяснил суть проблемы,
отметив, что, по данным прошлого
года, 89% производимой в области
продукции вывозится на экспорт. При
этом Нижнеудинский таможенный пост
оформляет 185 участников
внешнеэкономической деятельности,
преимущественно лесозаготовителей
и лесопереработчиков. И из них
более половины объема
декларирования приходится на
Тайшет и Чуну. Поэтому естественно
желание лесопромышленников этих
районов упростить работу по
оформлению таможенных документов,
для чего они предложили создать
собственные отделы таможенного
контроля в своих регионах. Либо, на
крайний случай, оставить прежнюю
схему, действовавшую с февраля по
июль, когда полный таможенный цикл
оформлялся Чунским отделом. Это
предложение поддержал и первый
заместитель мэра Чунского района
Анатолий Гейнц, выступивший на
совещании, и заместитель мэра
Тайшета Алексей Грешилов.
Последний рассказал об обстановке
на предприятиях лесной отрасли
города и района, и сообщил о
перспективах начинающего работать
алюминиевого завода
"Алюком-Тайшет". Это
предприятие нацелено на большие
объемы экспортно-импортных
операций для таможенного контроля.
Но одно дело — проекты, хоть и
благие, другое — реальность. О ней и
доложил начальник отдела ВСР СТУ
ГТК Восточно-Сибирского региона
Сибирского таможенного управления
государственного таможенного
комитета Юрий Русаков. Он прекрасно
понимает ситуацию, даже согласен с
тем, что таможенные отделы на
местах облегчат и ускорят работу по
сбыту лесопродукции, но… есть
соответствующие распоряжения на
этот счет, и их необходимо
выполнять. В дальнейшем вопрос об
открытии отделов в Тайшете и Чуне
будет решаться. Но на это тоже нужно
время. Пока же предприятиям
предложена схема особого порядка
декларирования (ОПД), при которой
предприятие должно заранее подать
заявление об отправке
планируемого, например месячного,
объема экспортной продукции. И
далее действовать по отработанной
схеме. Причем таможенная служба
согласилась пойти навстречу
экспортерам и несколько облегчить
формальности по оформлению
необходимой документации. Но, как
заявили все выступавшие
представители службы, это сейчас
единственный выход. Хотя сами же
отметили, что пока из 185 экспортеров
лишь шесть работают по ОПД. На что
вполне обоснованно дали пояснения
присутствующие руководители
лесоперерабатывающих предприятий:
невозможно заранее предусмотреть,
какой из трех погранпостов на
Востоке будет работать на период
отправки груза. Эти данные заранее
в декларации не предусмотришь.
На совещании
был поднят вопрос о работе железной
дороги: задержки, нехватка вагонов,
невыполнение плановых заявок. А это
опять снижение оборота, плата за
простои, затаренность складов. И
хотя частичную вину за простои
вагонов представительство
железной дороги переадресовало к
таможенной службе, работающей не по
семидневной рабочей неделе (из-за
чего возникают "паузы" с
пятницы до понедельника-вторника),
но в то же время озвучило
предложение на перспективу —
арендовать или брать в
собственность подвижной состав.
Тогда, мол, у лесоэкспортеров будет
меньше проблем. Возможно, такой
вариант и приемлем, но для кого..?
Для тех, у кого есть на это средства.
Еще одна
проблема, затронутая на прошедшем
совещании, — карантинная обработка
лесоматериалов, экспортируемых в
КНР, была скорее просто доведена до
сведения собравшихся. Обсуждать ее
пока рано. Есть время до лета, когда
китайская сторона поставит условия
об обработке экспорта — либо
способом фумигации, либо окорением.
Так же, как
информацию, восприняли
лесопромышленники и сообщение
представителя
торгово-промышленной палаты,
рассказавшего о ее деятельности и
об ошибках, допускаемых
экспортерами при составлении
контрактов.
И все же
главной темой остался вопрос о
таможенных отделах. При всем том,
что люди согласны на работу по
особому порядку декларирования, но
выход видят не в этом, что и было
внесено в резюме совещания первым
пунктом:
"Просить
председателя Государственного
таможенного комитета России М.В.
Ванина разрешить полное таможенное
оформление экспортных грузов в
Тайшете и Чунском районе сейчас,
пока будет решаться вопрос по
штатам Нижнеудинского поста".
Лесопромышленники
также сочли нужным поставить в
резюме пункт с просьбой в адрес
Сибирского таможенного управления
ГТК о более оперативной работе с
экспортерами по ОПД. Что касается
вопроса транспортировки, то
участники совещания выразили
настойчивое желание получать от
железной дороги подвижной состав в
соответствии с подаваемыми
заявками: в указанные ими сроки и в
необходимом количестве.
И все же в
заключение предпринимателям,
занимающимся экспортом,
настоятельно было рекомендовано
активнее переходить к работе по
особому порядку декларирования,
как бы отрицательно они к этому не
относились.