Театр моей жизни
Театр
моей жизни
Арнольд
БЕРКОВИЧ,
засл. работник культуры РФ
Как-то
удивительно быстро пролетают годы:
кажется совсем недавно, всего
десять лет назад я писал о дорогом
мне театре Музыкальной комедии
(ныне Музыкальном). Тогда Иркутск
праздновал его пятидесятилетие.
Сегодня театру — 60! Мне кажется в
том, что в грозные годы войны, в
далеком 1941, когда Горьковский театр
музыкальной комедии сменил свою
вывеску на театр Иркутский, было
нечто символичное: как будто
громко, на всю страну был заявлен
тот неистребимый и самобытный
сибирский оптимизм, который
проявляли сибиряки и на военном, и
на культурном фронте. Я думаю,
проявленное иркутянами стремление
иметь свою оперетту
демонстрировало высокую культуру и
особинку иркутского зрителя. Кто-то
будет это оспаривать, но самое
главное, бесспорно, — в городе есть
очаровательный театр.
Как всякий
организм он славен своей историей.
Сегодня даже тот, кто родился много
позже 1941-го, наверняка вспомнит
блистательные имена корифеев
иркутской оперетты, которые многие
годы украшали сцену Театра
музыкальной комедии. Я впервые
пришел в этот театр, когда мне было
всего 5 лет. Естественно, от того
периода остались весьма смутные
воспоминания, но помню яркие, как в
колейдоскопе, краски спектакля
"Подвязки Борджиа", по
окончании которого все женщины
бежали к служебному выходу, чтобы
увидеть фантастически красивого на
сцене Павла Литхена, а мужчины
громко обсуждали необыкновенной
изящности ноги Жулиной. Как жаль,
понимаю я теперь, что в те годы я не
мог их тоже по достоинству оценить.
А какие
блестящие комики играли тогда в
театре. Григорий Гросс, пожалуй,
самый любимый артист оперетты. Его
любили в Иркутске, его побоялись
оставить в Московской оперетте
(явная была "подножка"
московскому корифею Григорию
Ярову), и его уже до конца жизни
любили в Сталинградской оперетте.
Он всегда начинал говорить текст
роли за кулисами, и зал, услышав
голос Гросса, разражался овациями.
Гросс часто играл в паре с актрисой
Тэнсон, которая была много выше и
значительно тоньше Гросса, и это
соседство создавало уморительный
эффект.
Рядом с Г.
Гроссом работала его жена,
великолепная героиня венских
оперетт Августа Воробьева, она
обладала прекрасным голосом,
эффектной внешностью и очень
хорошо танцевала. Грустно
сознавать, что Воробьевой в театре
так и не нашлось достойной замены,
хотя в годы последние в театре, уже
теперь Музыкальном, появилась
Людмила Полякова, талант которой
проявился достаточно ярко в череде
разнообразных ролей.
Театр был
славен своими неподражаемыми
простаками. Вначале это были
Муринский и Морозова, Фигнер и
Фисенко, потом Каширский и
Кувшинова, затем на сцену на долгие
годы пришел Виктор Жибинов —
стройный, обаятельный, пластичный.
Ему по плечу были роли и
классического, и современного
репертуара, он с равным успехом
играл и молодых, и стариков, а когда
ролей не хватало, Жибинов
становился драматургом, и тогда на
сцену выходили написанные им и
опереточные, и сказочные герои. Он
ушел из жизни неоправданно рано, но
остался в ней прекрасной легендой.
Как и Макс Шнейдерман, которого
иркутский зритель помнит как
неподражаемого комедийного и
характерного артиста. И как
прекрасно, что их дело талантливо
продолжают Николай Хохолков,
Виктор Лесовой и Владимир Яковлев.
Можно без
конца вспоминать талантливых
артистов театра-юбиляра, ведь
сколько их переиграло на его сцене
за долгих шестьдесят лет. Но
художественный уровень театра во
многом определяется его
художественным руководством, и
потому мы вправе назвать здесь
прежнего главного режиссера А.
Орлова, главного дирижера А.
Кулешова, главного художника Г.
Будрина, директора театра Н.
Загурского.
Вот уже чуть
более десяти лет театр работает в
ранге Музыкального. И на сцене его
появились неизвестные ранее
иркутянам комические и рок-оперы,
полнометражные балетные
постановки и мюзиклы. Такое
фундаментальное расширение
репертуарных возможностей театра
стало возможным благодаря приходу
в театр талантливой, поющей и
танцующей молодежи, пристрастиям
главного режиссера театра Н.
Печерской и музыкального
руководителя театра Н.
Сильвестрова, которые
художественную политику театра
строят в расчете на сегодняшние
запросы иркутского зрителя. Да
разве только иркутского! Гастроли в
Москве и Воронеже показали, что
поиски Иркутского музыкального
воспринимаемы повсеместно, и эти
успехи творческого состава театра
на равных делят и ушедший на пенсию
бывший директор театра Д.
Скоробегов, и фантастически
неуемный и бесконечно влюбленный в
свой театр директор нынешний — В.
Шагин.
Сегодня
Иркутский музыкальный театр
празднует свой взрослый юбилей, но
я уверен, что отмечаемый возраст
театра лишь дата календарная, ибо
он ежегодно молодеет с каждой новой
премьерой, с каждой новой актерской
ролью, с каждым новым именем в его
афише. Вот почему мы сегодня
сознательно не называли почетные
звания артистов, к сожалению, не
всех упомянули, но все они,
составляющие Музыкальный театр —
юбиляры, и мы с радостью и
удовольствием поздравляем ВСЕХ С
ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!