издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Духовные искания и душевное здоровье

Духовные
искания и душевное здоровье

Алексей МИШИН,
}отдел по связям с религиозными
объединениями аппарата
губернатора Иркутской области

Недавно в Иркутске проходили
выступления диакона Андрея
Кураева. К сожалению, в связи со
временем отпусков, не все желающие
смогли посетить эти встречи. Диакон
является профессором
Свято-Тихоновского богословского
института в Москве, одним из
наиболее известных сегодня
православных писателей. Основными
темами его книг являются
сравнительное богословие и
апологетика. Наиболее известны
такие его книги как "Сатанизм для
интеллигенции", "Оккультизм в
Православии", "Как делают
антисемитом", "Откуда у Церкви
деньги". Все труды диакона
Кураева издаются по благословению
Святейшего Патриарха Алексия II,
референтом которого, кстати, о.
Андрей служил некоторое время.
Несколько лет назад диакон Кураев
принимал участие в разработке
Федерального закона "О свободе
совести и о религиозных
объединениях". В Иркутске
о.Андрей оказался проездом из
Германии, где он находился по
приглашению Русской Православной
Церкви заграницей. Кураев следовал
в Китай, куда его пригласило
российское консульство. С его
участием состоялось несколько
собраний общественности в Иркутске
и Ангарске.

В последнее
время для верующих очень остро
встал вопрос о принятии или
непринятии ИНН. В церковных и
околоцерковных изданиях
развернулись бурные споры на эту
тему. Диакон Кураев участвовал в
работе богословской комиссии по
этому вопросу, им написана книга
"Сейчас ли дают печать
антихриста?", которая в скором
времени появится в Иркутске. На
встречах о. Андрей подчеркивал, что
печать антихриста не может быть
дана человеку насильно или без его
ведома и, следовательно, ИНН, по его
мнению, не может считаться таковой
печатью. Богослов считает, что
часть верующих включилась в споры,
которые были навязаны церкви извне.
А результат может получиться прямо
противоположным. Ведь многие
отказываются принимать ИНН из
опасений, что в случае тотального
электронного контроля над
личностью легко будет установить
религиозную принадлежность
человека, в том числе и
антихристианским силам. На самом
деле происходит обратное, люди, не
принимающие ИНН, или принимающие
его в другой форме, автоматически
оказываются в особом списке, тем
самым как бы добиваясь
противоположного задуманному
результата.

И, пожалуй,
главная тема этих встреч может быть
обозначена как "Неведомое
Православие", термин самого о.
Андрея. Выясняется, что не только
иноверные и инославные, но и сами
православные не всегда четко
представляют себе, что такое
православная вера. И во время
встреч, и в своих книгах о. Андрей
постоянно проводит мысль, что
православие — это не некая
абстрактная духовность, что не все
пути ведут к Богу, что не всякая
вера благо, может быть вера и со
знаком "минус". Церковь
изменяется во времени, но не может
отказаться от главного, что у нее
есть — от Христа. Но это не значит,
что церковь агрессивна и нетерпима
ко всему, что находится вне ее,
наоборот, в добрых делах церковь
сотрудничает и с неверующими, и с
другими традиционными конфессиями.
Но в отличие от многих так
называемых "новых культов",
она не навязывает свою веру
методами агрессивной рекламы, она
зовет, а не загоняет. И на примере
нашей области мы видим, что ни
одного конфликта на религиозной
почве не возникало со стороны
традиционных религий, хотя иногда
силы, далекие от религии, и пытаются
использовать религиозные вопросы в
своих целях.

Предусматривалось,
что каждая встреча диакона с людьми
будет посвящена отдельной теме,
однако в связи с активностью
местных последователей учения
Рерихов большая часть этих встреч
оказалась уделена полемике Андрея
Кураева с рериховцами.

Дело в том,
что им написано несколько книг и
статей об учении Рерихов. В этих
книгах сделан вывод, что учение Н.К.
Рериха и Е.И. Рерих, известное также
как Агни — Йога или Живая Этика,
является религиозными оккультным
учением, а некоторые рериховские
общества обладают признаками
религиозных организаций. Иркутские
рериховцы же утверждают, что
наследие семьи Рерихов это наука,
философия, этика, культура, но
только не религия. При этом
большинство рериховцев
провозглашают свою принадлежность
к Православной Церкви. Но ведь
любая традиционная религия
является определенной системой,
имеющей свои догматы. Кроме веры
такая система предполагает для
своего принятия и логику, а значит,
и дисциплину ума, и
самоограничение. Многим же
современным "искателям
истины" это не нравится. Из
разных систем им хочется брать
только то, что совпадает с их
личными взглядами. И вот с этих
позиций Агни — Йога очень удобна. В
основе ее лежит "информация",
полученная во время спиритических
сеансов и различных видений из мира
духов (от Владык Космоса, из Мира
Огненного) Е.И. Рерих. Все это
принимается как истина. Для
христианства же всегда был важен
принцип различения духов. А на
вопрос, может ли сочетаться
рерихианство с православием,
ответил несколько лет назад
Архиерейский Собор, который
фактически отлучил последователей
учения Рерихов от церкви. Кстати, на
встречах с Кураевым присутствовали
лютеране, они полностью разделяют
точку зрения Русской Православной
Церкви на Агни — Йогу.

Отец Андрей
пользовался цитатами из трудов
Рерихов, их сподвижников и
продолжателей. И оказалось, что
рериховцы, готовясь к встречам, не
только не удосужились прочитать
кураевские работы, направленные
против рерихианства, но и в
собственном учении ориентируются с
трудом. Аргументы с их стороны
строились, в основном, на эмоциях.
Чего стоят такие, например,
утверждения, что Рерих и Россия —
это, фактически, одно и то же, и тот,
кто не любит Рериха, не любит
Россию. Или что порядочный человек
не может не восхищаться картинами
Рериха, хотя речь шла не о
художественном творчестве Николая
Константиновича, а о его учении.
"Главный" аргумент прозвучал
из уст одного из руководителей
местных агни — йогов, который
заявил, что рериховцы диакону
"могут и в морду дать". Это
послужило иллюстрацией взглядов
последователей пакта Рериха. У
многих присутствовавших возникли
мнения, что хамским поведением,
оскорбительными репликами
рериховцы пытаются спровоцировать
драку. Появились элементарные
опасения и морально, и физически
пострадать от рук разъяренных
"защитников" культуры и
терпимости. Напряжение шуткой
разрядил о. Андрей. На следующих
встречах его оппоненты
присутствовали и выступали, но вели
себя менее агрессивно.

На мой
взгляд, под вывеской пропаганды
творческого и философского
наследия семьи Рерихов
распространяются религиозные идеи.
Многие рериховские организации
постоянно проводят, например, по
всей стране выставки картин Н.К. и
С.Н. Рерихов. Но если вы посетите
такую выставку, то услышите об
энергиях, или эманациях, исходящих
от полотен. Т.е. картины Рерихов для
некоторых его последователей несут
уже не эстетическую, а религиозную
функцию, так же как иконы для
православных и католиков.

Что же
касается настораживающих моментов
в учении Рерихов, то их приводят
несколько. Во-первых, это расовая
теория. Согласно ей, на Земле
происходит эволюция человечества,
которая осуществляется в форме
смены низших рас высшими. В
настоящий момент зарождается новая
раса, естественно, исповедующая
Живую Этику. Некоторые народы,
живущие сейчас на нашей планете,
являются остатками предыдущих,
низших рас и неспособны поэтому, к
дальнейшему развитию. Очень
похожая расовая теория содержалась
в разработанной немецким
оккультистом Гербигером так
называемой теории Мирового Льда,
которой интересовался Гитлер.

Во-вторых,
современные рериховцы пишут и
издают агни-йоговскую литературу, в
которой рериховские идеи
адаптированы для детей. В этих
книгах то, что Е.И. Рерих узнавала от
голосов и во время видений,
подается детям как достоверная, не
подлежащая сомнению картина мира.

Утверждается,
например, что люди, не принявшие
идеи Живой Этики, перевоплотятся на
Сатурне, который описывается как
мрачное безрадостное место. Или
рассказывается, что пчелы и пшеница
были перенесены на Землю с Венеры.
Еще, например, Е.И. Рерих
провозгласила, что кошки являются
воплощением демонических существ,
питающихся энергией людей, и
поэтому детям, у которых есть дома
кошки, дается совет немедленно от
них избавиться.

Нельзя также
не сказать, что учение Рерихов
послужило основой для многих
других оккультно-мистических
течений, последователи которых, как
и рериховцы, действуют под
вывесками общественных
организаций, курсов
самосовершенствования, научных
фондов, занимаясь при этом
"практикой" оккультизма, и
приносят, зачастую, вред душевному
и физическому здоровью людей.

Уровень
религиозной образованности нашего
общества, к сожалению, низок, и
этому есть объективные причины.
Поэтому планируются выступления в
городах нашей области ученых
религиоведов, писателей,
богословов, в том числе и
православных, для того чтобы люди
получили возможности для
самостоятельного и вдумчивого
анализа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры