издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нарисовать картину мира

Нарисовать
картину мира

Олег БЫКОВ,
"Восточно-Сибирская правда"

— Вам Ильина?
— смуглый паренек, по всей
видимости, дежурный по школе,
белозубо улыбнулся. — Максима
Андреевича нет.

— Где же он?

— Кажись, на
выпасах. Сегодня его очередь пасти
колхозное стадо.

И наш Сусанин
махнул рукой куда-то в сторону.
Дескать, в том направлении искать
надо.

Вот тебе и
раз. Никак не думал, что его,
заслуженного учителя школы,
признанного мэтра среди
педагогической братии не только в
Баяндаевском районе, но и в округе,
придется разыскивать где-то на
лугах, привольно раскинувшихся
вокруг Васильевска, центральной
усадьбы бывшего колхоза им. Ленина.

— Найдем? — я
обернулся к водителю "Волги",
любезно предоставленной главой
районной администрации Анатолием
Табинаевым.

— Какой
разговор, — уверенно заявил
Алексей, — поехали!

И вот,
наконец, на одном из взгорков
заприметили едва различимые точки
— никак Ильин со своими буренками. И
верно, через минуту-другую мы
подъехали к краю распадка, где
встретили девчушку лет этак десяти,
как оказалось, дочку Ильина, Шуру.
Она-то и подтвердила — да, мы с папой
второй день здесь.

Последний
раз с Максимом Андреевичем мы
встречались ровно четыре года
назад, когда округ готовился к
своему 60-летнему юбилею. Тогда он
рассказал много любопытнейших
вещей. Но как-то так получилось, что
впечатления того октября остались
как бы "за кадром", не
оформились в конкретный газетный
материал. Хотя, должен признаться,
не выходила у меня из головы та
встреча в Васильевской средней
школе.

Пасти
буренок — дело неспешное. Мы
присели у нежаркого костерка, возле
теряющих золотой наряд березок и
разговорились. И будто не четыре
года прошло, а только вчера мы
сидели в учительской и говорили о
новых методах обучения, внедрять
которые Максим Андреевич отважился
на свой страх и риск. Сегодня уже
очевидно, что новшество —
интегрированное,
концентрированное обучение
школьников — не только успешно
опробовано, оно стало повседневным
делом Ильина и его
коллег-преподавателей. В чем же
суть нововведения? Дело в том,
пояснил Максим Андреевич, что уроки
естествознания согласно новой
методике даются не в отрыве друг от
друга — не химия, физика, биология
сами по себе, а во взаимодействии,
взаимопроникновении этих
дисциплин — научная картина мира не
должна состоять из разрозненных
лоскутков, а восприниматься как
одно, гармонично звучащее целое.

— Выходит
учитель естествознания призван
стать "многостаночником"?

— В каком-то
смысле, да. Сам я по специальности
географ-биолог, но нужда, вернее,
необходимость заставили
углубиться в смежные дисциплины —
химию, физику, вспомнить философию.
Только на первый взгляд такой
синтез кажется чем-то неимоверно
сложным. Нет! Это невероятно
интересно, особенно когда ты видишь
перед собой не скучающие
физиономии школяров, а удивленные,
полные интереса и внимания глаза
учеников.

Разумеется, я
спросил Ильина, а не утопия ли это —
сделать всех учителей
естествознания "интегралами",
научить знанию всех предметов,
включая, само собой, философию. Нет,
не утопия, ответил мой собеседник,
об этом свидетельствует хотя бы
опыт его родной, Васильевской,
школы. Сколько открытых уроков,
семинаров — районных, окружных и
даже областных проведено на ее
базе, и как результат — во многих
школах интегрированный курс
естествознания стал
повседневностью. А Васильевская же
школа получила весьма почетный
статус — пока что единственный на
округ — статус "школы века".

Было бы
несерьезно полагать, рассуждает
Ильин, что внедрение
концентрированного обучения — дело
лишь техники и времени. Кому-кому, а
сельскому учителю ой как не просто
сойти с привычной, накатанной
колеи. Не растерять бы старый, еще
со времен института приобретенный
багаж, а где уж говорить о
расширении кругозора, регулярном
пополнении знаний. Но Ильин
убежден, будущее — и весьма
недалекое — за интеграцией знаний.
В минувшем году на совещании в
Москве, участником которого он был
— это идея проходила красной
строкой в прямом контексте с
переходом на 12-летнее обучение.

Одним из
главных критериев в своей
педагогической практике Максим
Ильин считает умение разбудить
интерес ученика, научить,
подтолкнуть к самостоятельной
работе с учебником, с книгой вообще.
И ему это удается. Недаром два его
ученика стали победителями
областных олимпиад, его питомцы
выходили и на общероссийские
олимпиады — трижды побывали в
Майкопе, дважды в Барнауле,
боролись на равных в Элисте,
Благовещенске…

Сам он родом
из улуса Харанут
Эхирит-Булагатского района. Что
любопытно, он был восьмым, но своего
рода единственным ребенком в семье,
поскольку остальные девять —
сестры. Будучи любимцем родителей,
баловнем так и не стал. Напротив,
страсть к приключениям и
путешествиям выработала у него
смекалку и силу, она же и привела
его на естественно —
географический факультет
пединститута. Правда, до этого был
год обучения в медучилище, но сумел
понять — не его эта стезя. С первого
курса приобщился к научной работе,
нащупал и разработал свою тему:
"Биоритмы в природе". Еще
будучи школьником почувствовал
интерес к проблеме интеграции
предметов, а в институте понял, что
тема эта — магистральная — и не
только для него. Окончание в 1983 году
вуза стало и началом давно
задуманного и подкрепленного
столичными авторитетами
эксперимента.

Как
географ-исследователь еще в
студенческие годы исходил,
исколесил всю страну, побывал в
Москве и Ленинграде, в городах
Иркутской области, Бурятии,
Читинской и Амурской областях,
Хабаровского и Приморского краев,
выходил с изыскателями на просторы
Японского моря и Тихого океана. По
его словам, обошел вдоль и поперек
озеро Байкал, трижды участвовал в
экспедициях Лимнологического
института.

Поинтересовался
у Ильина — а как со спортом — в свое
время он входил в сборную
Баяндаевского района. Ответ было
нетрудно предугадать — весь его
облик свидетельствует — с этим все
в порядке. Вот уже несколько лет
культивирует экологический туризм,
спортивное ориентирование.
Несколько раз даже выходили
чемпионами области по этому виду
спорта. Вот и нынче побывал с
ребятишками на Ольхоне, где
разместился окружной
экологический лагерь. По мнению
Ильина, это идеальная творческая
лаборатория, в походах школьники
постигают гармонию окружающего
мира, учатся активным действиям по
охране и природы, и здоровья
человека. И не только. По вечерам у
костра делились впечатлениями,
пели песни. Сам Ильин превосходный
исполнитель бурятских народных
песен, играет на нескольких
музыкальных инструментах. Недаром
и он сам, и многие его ученики —
активные участники художественной
самодеятельности. Парадокс, но это
правда: кое-кто из учащихся считает
Ильина "ужасно строгим",
"вредным", "чересчур
требовательным". Но посмотрите, у
кого из учителей столько друзей
среди старшеклассников? Не думаю,
что этот вопрос требует ответа.

Радость
творчества (так и сказал!), по мнению
Максима Андреевича, невозможна без
крепкого тыла, поддержки близких. И
здесь у него полный порядок.
Августа Петровна, жена, работает
завучем в школе, сама учитель химии
и биологии, она полностью разделяет
взгляды и убеждения мужа. Сын —
десятиклассник Андрей, дочка Шура,
которая сегодня помогает отцу —
тоже его единомышленники.

Спрашиваю у
Максима Андреевича, а не в тягость
ли эта обязаловка, пасти буренок.

— Нет,
конечно, — смеется Ильин. — скорее,
напротив. Раз в год выпадает такое
удовольствие. У кого сколько голов
скота — столько дней приходится
пасти. У него, к примеру, четыре
буренки. Столько дней и будет
выгонять. А Шурочка молодец! Вон как
командует.

Оглянувшись,
мы увидели вдалеке едва различимую
фигурку в ярко-желтой куртке — и
длинную цепочку растянувшегося по
бескрайнему кормовому полю
колхозного стада…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры