издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Люди и куклы

Люди и
куклы

Участник Первого
международного фестиваля С.В.
Образцова областной театр кукол
"Аистенок" недавно вернулся из
Москвы. Событие, проходившее там,
было уникальным. Оно собрало театры
России, ближнего и дальнего
зарубежья по поводу 100-летнего
юбилея режиссера Сергея
Владимировича Образцова, создателя
первого в мире профессионального
кукольного театра. О значении
фестиваля говорит приветствие,
отправленное в его адрес
президентом России Владимиром
Путиным.

О том, как
проходил фестиваль, рассказывает
директор театра "Аистенок"
Андрей Николаевич Калиниченко.

— Мы
вернулись с массой впечатлений,
которые надо еще пережить,
обдумать, привести в систему. За
десять дней работы фестиваля нам
удалось посмотреть пятьдесят три
спектакля его участников, а в общей
сложности их было показано около
ста. Мы чувствовали себя настоящими
марафонцами, перемещающимися в
пространстве и времени со
стремительностью, свойственной
подлинным любознайкам. Спектакли
показывались в Большом и Малом
залах, залах Аладдина и Буратино
Государственного академического
театра кукол, шли параллельно с
интервалом не более часа.

Многие
театры, особенно из азиатских
стран, играли традиционные для
своего народа спектакли,
родившиеся в глубине веков и
переходящие в том же виде из
поколения в поколение. Вьетнамский
театр сыграл историю о сотворении
мира на воде. Зрители видели
чудесное водное пространство, на
котором проходило действие, а за
ширмой актеры по колено в воде
управляли куклами и техникой,
известной только вьетнамцам.

Спектакли
итальянцев, бельгийцев, индийцев и
многих других поражали
технологиями, которые даже
профессионалы не сразу могли
разгадать. После каждого показа
многие зрители устремились на
сцену в надежде вызнать секрет того
или иного сценического
превращения. Разноязычные общались
на языке жестов, рассматривали
детали оформления, пробовали
управлять куклами. Представляете,
заканчивается показ, надо готовить
следующий, а актеры и их поклонники
не хотят уходить со сцены.

— Так
было и перед вашим спектаклем?

— И до, и
после. Нашему спектаклю
"Машенька и медведь",
отличающемуся сложной техникой
установки декораций, мешал театр
"На нитях" из Германии, а мы —
лаосскому театру "Моасер".
Одни убирали детали оформления,
другие тут же ставили свои, при
условии, что приходилось ходить
"по головам" или раздвигать
толпу любопытствующих.

— Почему
из всего репертуара вы выбрали
именно "Машеньку и медведя" в
постановке режиссера Людвига
Устинова?

— Из нашего
театра он ушел по состоянию
здоровья. Мы обязательно хотели
пригласить его в Москву. Устинов
долгие годы служил в нашем театре,
создал его стационарный режим
работы и репертуарную политику. Он
многому научил наших актеров,
расширив диапазон их мастерства и
возможности трансформаций. И
главное, Людвиг Григорьевич —
ученик Образцова, поэтому театр
посчитал необходимым свое участие
в фестивале представить его
спектаклем.

— В каком
соотношении находились театры
зарубежья и России?

— Из
пятидесяти трех театров двадцать
восемь были российские. Сибирь
представляли Новосибирск, Барнаул,
Омск и Иркутск. Из ближнего
зарубежья было несколько театров с
Украины, из Белоруссии, Армении,
Узбекистана, из дальнего зарубежья.

Если
говорить о впечатлениях, то в
первую очередь хочется выделить
два театра из Санкт-Петербурга,
покоривших зрителей своими
спектаклями "Спящая
красавица" и "Щелкунчик и
мыши" по Гофману, гармонией
яркого зрелища, соединившего
выразительность актерской игры,
музыки, света, декораций.

Молодое
поколение образцовского театра
было представлено "Маленькими
трагедиями" Пушкина. Спектакль
был многогранен, многолик, и не
верилось, что поет, танцует и
перевоплощается в нем только один
актер.

Участники
фестиваля западных театров
отличались выразительной
актерской техникой. Например,
американец Джим Гембл на сцене
управлял сразу несколькими
куклами-марионетками, демонстрируя
чудеса передвижений, превращений и
общения героев, а у итальянца Порте
Джиреволи руки казались живыми
существами — летящими, разноликими,
перевоплощающимися в человечков,
животных, все живое. Он умеет петь и
говорить, ссориться и мириться,
быть трагичным и смешным.

— Что
отличало, по-вашему, зарубежные и
российские театры?

— То, что
зависит от условий работы. На
Западе и во всем мире очень мало
стационарных театров, поэтому
актеры часто делают из своих
представлений концерт, отрабатывая
технику кукловождения до
совершенства.

Российские
театры почти все имеют стационары,
работают в репертуарном режиме,
ставят полноценные пьесы. В этом
отношении мы намного сильнее
зарубежных коллег. Театры из Орла,
Архангельска, Иваново, Ярославля и
других городов показывали
спектакли для больших и маленьких
зрителей, в которых драматургия,
развитие действия играли
главенствующую роль. Это не значит,
что пересказ содержания доминирует
над формой. Внешней
выразительности спектакля наши
театры тоже уделяют большое
внимание.


Фестиваль был конкурсным?
Определялись ли на нем победители?

— Нет, все его
участники получили одинаковые
дипломы. Но, наверное, не это важно.
Важно, что все мы в Москве стали
одной семьей, встретились с
товарищами по ремеслу, которых
давно не видели, обрели новых. Мы
смогли понять, что искусство,
которое представляем, живет по
законам развития, движения к
сердцам людей и главному своему
зрителю — ребенку.

Беседу
вела
Светлана ЖАРТУН

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры