издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Утоли мои печали, Утулик

Утоли
мои печали, Утулик

Леонид
БЕСПРОЗВАННЫЙ,
заслуженный работник
культуры России

Фестиваль любительских
театров "Театральная осень на
Байкале" в 12-й раз прошел на базе
отдыха ангарских нефтехимиков
"Утулик"

С чем
сравнить фестиваль
дилетантов-театралов-фанатиков,
что в 12-й раз отшумел на байкальском
берегу? Со стихией, наводнившей
прибрежные просторы отрадой? Или с
дующим со священного моря
освежающим ветром? С поэмой,
сложенной из многих строф и глав?

Наташа
Поздеева из усольского театра
"Ковчег" назвала
"Байкальскую осень"
заповедником счастья. Режиссер
этого театра Валерий Туровец
выразил свои чувства в стихе:

"Утоли мои
печали, Утулик,

Я к тебе, как
к хлебу белому, привык.

Я к тебе
душой и телом прикипел,

Без тебя бы
лучших песен я не спел".

А член жюри,
режиссер Томского ТЮЗа Наталья
Корлякова высказалась даже так:
"Есть Лувр, в котором мы никогда
не были. Немногим довелось посетить
и Дрезденскую галерею. Но от того,
что они есть, нам живется лучше.
Теперь я заношу в этот список
"Театральную осень на
Байкале".

Фестиваль в
Утулике — это целый мир,
причудливый и многообразный. С кем
и с чем здесь можно встретиться? С
очень многими и многим.

Корифею
нижнеудинского театра
"Экспромт", журналисту Эдуарду
Белоглазову 75 лет, а любовь его к
подмосткам не угасла. А рядом
совсем юная Маша Нехорошева из
Усолья-Сибирского, главная роль в
спектакле "Любовь не картошка"
— ее дебют, первый в жизни выход на
сцену. Своим обаянием она захватила
и зрителей, и жюри.

Прибывшему
на байкальский берег народному
театру из Нерчинска — 160 лет! (Даже
Иркутской драме "всего" 150). А
"Белая ворона" из Читы — это
дети, едва оперившиеся, только
начинающие свой театральный полет.

Труппа
театра "Наш дом" из п. Линево
Новосибирской области сплошь
состоит из представительниц
прекрасного пола. В изящно
инсценированных рассказах Тэффи
они остроумно обошлись без мужчин.
А в нижнеудинских "Проделках
Ханумы" от одаренных мужиков
разного возраста в глазах рябит.
Роль Князя исполняет не кто-нибудь,
а заместитель мэра Анатолий
Козловский. Знай наших!

В знаменитом
саду Ириды художника Николая
Осипенко, куда все последние годы
заглядывает фестиваль со
спектаклями, стихами и
представлениями, розы вымахали под
два метра, надо тянуться на
цыпочках, чтобы ощутить их аромат.
На этот раз ангарский театр
"Чудак" попытался вписать в
пространство этой цветочной
плантации сказку Оскара Уайльда
"Соловей и роза".

У неистово
преданного Мельпомене иркутского
театроведа Виталия Нарожного,
многие годы занимающего свой пост в
жюри байкальских слетов, можно
безошибочно навести любую
театральную справку. Въедливый
знаток театра, он никогда не
спутает ни имя, ни название, ни дату.

Жрица поэзии
из Новосибирского университета
Юлия Лихачева на "Байкальской
осени" в 10-й раз. Прошлый
фестиваль она пропустила по
сложившимся обстоятельствам и
нынешнюю встречу начала строками
Ахматовой:

Я не была
здесь лет семьсот,

но ничего не
изменилось.

Все так же
льется божья милость

С
непререкаемых высот.

Беседа Юлии
Вильевны посвящалась на этот раз
единственной встрече Цветаевой и
Ахматовой, состоявшейся 60 лет назад
(1941 год), и, как всегда, была
наполнена цепляющими сердце
деталями и подробностями.

Художник из
Ангарска Вячеслав Чепига рисовал
под байкальским небом портреты
"чудаков"-театралов, а потом
устроил из этих рисунков выставку
"Чудак-человек". А художник из
Новосибирска Антон Гайдаенко
привез в Утулик авангарную
выставку под заглавием
"Балансировка. Разъятая драма в
двух половинах и примерно десяти
картинах".

Слетелись на
фестивальный огонек и барды. Леонид
Гефан из Иркутска, Вячеслав Нольфин
из Слюдянки, Ирины Евдокимова,
Александр и Наталья Петровы из
Ангарска, воссоединившись, дали
гранд-концерт.

Те, кто знает,
кто первым исполнил роль Гамлета,
какую пьесу ангарского драматурга
Юрия Князева поставили в США, кто
автор трагедии "Троил и
Крессида", могли посостязаться в
игре "Как стать театралом",
которую провел "чудак"
Владимир Путято. Победила в
состязании театралов-эрудитов
Ольга Куракина из иркутского
"Предместья".

Утуликский
пот Василий Забелло устроил
презентацию своей книги "Осенний
пал".

Нескончаемым
было паломничество в ночное
театральное кафе "Палатка N 6",
где радушно встречали метрдотели
Сергей Андрасюк и Сергей Дмитриев,
родом из ангарских "чудаков".

Все это
вместе — фестиваль, сиречь
праздник.

Да и главное
блюдо фестивального меню —
спектакли — отличалось
разнотравьем и разноликостью.

Детский
театр "Белая ворона" из Читы
представил ни много ни мало
"Женитьбу" Гоголя. Глядя на
афишу, многие сомневались: как это
дети будут играть взрослых?
Спектакль, поставленный Мариной
Саттаровой, развеял все сомнения.
Тут дети не изображают, пыжась,
взрослых, но озорно играют в них —
как играют ребятишки в
"дочки-матери" или в "скорую
помощь". У читинской
"Женитьбы" есть подзаголовок:
"Взрослые глазами детей".
Женихи презабавно дерутся
подушками с кресел. А то вдруг все
персонажи превращаются в
импровизированный оркестр, которым
дирижирует, само собой, сваха. Фрак
у Подколесина — это джинсовая
куртка, а фалды — прикрепленные
сзади к куртке штаны. Есть среди
действующих лиц… мухи. С какой
верой и наслаждением исполняют
партии мух юные студийцы! Все это
порознь — наверное, не новость. Но
очень кстати сопряженное вместе и
положенное на юные
индивидуальности, которые
раскованно импровизируют в отлично
придуманном рисунке, делает столь
необычную "Женитьбу"
удивительным зрелищем.

Детских
театров нынче развелось множество.
Театральная самодеятельность,
нередко притесняемая и даже
изничтожаемая в клубах, ушла в
школы. Но, к огорчению, очень многие
детские театры художественно,
эстетически несостоятельны. А
"Белая ворона" — пример живого,
опирающегося на ребячьи фантазии и
их возможности детского театра. Тут
фестиваль исполняет едва ли не
главное свое предназначение: быть
уроком, творческой учебой,
заразительным примером для коллег
и сподвижников.

Отрадным
было знакомство с синьором
Купьелло из Неаполя — чудаком,
увлекающимся изготовлением
игрушек, невзирая на то, что жизнь
подставляет ему подножку за
подножкой. Сергей Шведин из
иркутского "Предместья" в этой
роли прост и мудр, как правда. А
спектакль, поставленный Ларисой
Сериковой-Киркица по пьесе Эдуардо
де Филиппо "Рождество в доме
Купьелло", напоен теплотой и
сердечностью, прорывающимися
из-под тлена житейских передряг.
"Глубоко, мудро, светло,
красиво", — сказал об этом
спектакле критик В. Нарожный.

"Проделки
Ханумы" нижнеудинского
"Экспромта" — праздничное
зрелище, насыщенное музыкой и
россыпью ярких персонажей. Актеры,
можно сказать, купаются в лоне этой
комедии. "Вы очень хороший
лоцман", — обратилась к режиссеру
Галине Каминской, которая уже два
десятилетия пестует свой
коллектив, член жюри,
художественный руководитель
Омского муниципального театра
"Студия" Любовь Ермолаева.
Назовем хотя бы две творческие
удачи: это свахи — Ханума,
воплощенная старожилам
"Экспромта" Натальей Мовшович,
и Кабато в чарующем исполнении
Светланы Харламовой. Удивительно,
что последняя впервые вышла на
сцену, но создает образ, а не просто
доносит текст, как порой бывает в
любительстве. К тому же С. Харламова
демонстрирует чрезвычайно умелое
пение под фонограмму, что удается
даже не всем профессиональным
певцам. Светлана-Кабато по-хорошему
обманывает зрителей: когда она
поет, не заподозришь, что звучит
фонограмма. Тоже есть чему
поучиться.

Многонаселенный
молодежный спектакль
"Суперстена" — детище
иркутского театра-клуба
"Диалог". Валентина Просекина
осуществила сценическую версию
произведения иркутянина Н.
Нагорнова. В спектакле удачно
используются приемы современного
театрального языка. Жаль только,
что драматургический материал
содержит в себе анахронизмы и
страдает излишней
назидательностью.

Стало уже
традицией, что в один из дней
фестиваль совершает бросок из
Утулика в соседний Байкальск, где
его всегда радушно встречают
театр-студия "Люди",
взращенная энергичными, дерзающими
молодыми режиссерами Оксаной и
Алексеем Нагаевыми.

Сызначала
"Театральная осень на Байкале"
проводится на бесконкурсной
основе, дабы избежать ненужных обид
и схватки амбиций. Но один конкурс
на фестивале все же есть: за лучшие
актерские работы жюри присуждает
диплом с портретом засл. арт. РФ
Екатерины Евгеньевны Барановой —
легендарной актрисы Иркутского
драматической сцены середины
прошлого века. Этой акцией
фестиваль отдает дань признания
любимице иркутской публики былых
времен. Коллеги, а вслед за ними и
зрители, звали Екатерину
Евгеньевну ласково: тетя Катя, а
позднее — баба Катя. И актерское
ристалище на байкальском фестивале
в просторечии называют "бабы
Катин конкурс". На
"Театральной осени" места на
этом Олимпе заняли: Светлана
Харламова (роль Кабато —
"Проделки Ханумы",
Нижнеудинск, "Экспромт"), Елена
Сисько (роль свахи, "Женитьба",
Чита, "Белая ворона"), Сергей
Шведин (роль Лукаса Купьелло —
"Рождество в доме Купьелло",
Иркутск, "Предместье"), Наталья
Андриенко, Анастасия Брюханова,
Владимир Путято из ангарского
"Чудака" (роли в спектаклях
"Русское лото", "Стихия",
"Услуга за услугу, мадам!").

"Театральная
осень" — территория встреч,
знакомств, творческого подгляда,
наматывания на ус соображений и
замечаний жюри и коллег. А еще и
верные зрители приезжают на
осенний Байкал специально, чтобы
подышать воздухом фестиваля.
Людмила Артемова, руководитель
литературного клуба "Дельта"
из пос. Михайловка, — завсегдатай
премьер в ангарском "Чудаке".
Она увлекла поездками на ангарские
премьеры своих друзей и
сподвижников, хотя путь от станции
Половина до города на Китое
неблизкий. А теперь вдруг
"чудаки" встретили Людмилу
Степановну в Утулике. Воистину
верный зритель.

Надо сказать,
что нынешняя, двенадцатая по счету,
"Театральная осень на Байкале"
была под угрозой срыва. У
закоперщика и организатора
фестиваля — ангарского театра
"Чудак" и Дворца культуры
нефтехимиков Ангарска, под крышей
которого он прописан, не нашлось
средств для поездки на Байкал. Уже
явно казалось, что фестивалю,
прошедшему одиннадцать раз в
прошлом веке, в век XXI заглянуть не
дано. Выручили добрые люди, спасибо
им. Особая благодарность
губернатору области Б.А. Говорину,
председателю комитета по культуре
В.И. Кутищевой, руководителю отдела
по культуре и молодежной политике
администрации Ангарского
муниципального образования Е.В.
Кириченко, а равно и ангарчанам —
руководителям предприятий, фирм и
учреждений, протянувшим руку
помощи бедствующему театру,
стиснутому финансовыми тисками.

Одолев
невзгоды, "Театральная осень на
Байкале — 2001" состоялась, а это
праздник для многих, многих, многих.
Как поется в фестивальном вальсе,
сочиненном Ириной Евдокимовой:

Ах, фестиваль
— всю ночь напролет песни,

Ах, фестиваль
— душевный полет вместе.

Ах, фестиваль
— сыграть собралась природа.

О ты, театра
власть,

О ты, театра
страсть,

Какого же ты
рода?..

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры