Экспериментам -- взвешенный подход
Экспериментам
— взвешенный подход
Евгений САМСОНОВ
Образование
стало самой "горячей" темой,
охватившей широкие круги населения
и власть предержащих. Прошедшее в
конце августа в Кремле под
председательством президента
страны Владимира Путина заседание
Госсовета прошло под "аншлаг"
и вызвало мощный резонанс как среди
губернаторов, так и среди
образовательной общественности.
Сам президент подчеркнул, что без
решения неотложных проблем
образования всем остальным
заниматься бесполезно.
Воодушевленный происходящим,
руководитель рабочей группы
Госсовета, председатель
правительства Карелии Сергей
Катанандов оптимистично назвал
август — "месяцем надежды всех
работников образования".
А начиналась
работа над документом по
модернизации образования, прямо
скажем, непросто. На протяжении
всей своей деятельности рабочую
группу Госсовета по модернизации
образования обвиняли в
разногласиях с правительственной
комиссией по реформированию
образования. И только
непосредственно перед Госсоветом
примирителем ситуации выступил
Президент Владимир Путин,
сообщивший всем, что "позиции
сторон сблизились". На самом деле
обе программы — и разработанная в
недрах правительства, и та, что была
создана рабочей группой Госсовета,
— в принципе едины по своему
содержанию. Каких-либо
противоречий в их положениях не
наблюдается. Правда,
госсоветовская концепция по
некоторым позициям выглядит более
"продвинутой". Подводя итог
заседанию Госсовета, Путин заявил,
что в ближайшее время
правительство примет концепцию
модернизациии образования, которая
будет скорректирована с учетом
прозвучавших на Госсовете
выступлений.
Характер
выступлений на Госсовете проходил
в едином русле. Выводы о
предстоящих изменениях в этой
сфере должны быть взвешенными и
продуманными на дальнюю
перспективу. Не стоит сразу
подвергать всю страну
экспериментам с непредсказуемыми
последствиями.
Это касается,
прежде всего, 12-летнего обучения
школьников. Во-первых, переход на
12-летку потребует пересмотра всех
программ, написания новых
учебников, переучивания учителей.
На что сегодня нет денег.
Во-вторых,
непонятно, как быть с призывом в
армию: то ли сдвигать его тоже на
более поздний срок, то ли держать
наших талантливых и умных
мальчишек под домокловым мечом
страха? Кроме того, психологи и
педагоги начальной школы
настаивают на том, что надо изучить
последствия прихода в школу 6-леток.
Все ли дети готовы обучаться с 6 лет?
И как лучше построить курс их
обучения?
Большинство
губернаторов отнеслись к этой
новации, мягко говоря, прохладно. То
есть, с 12-леткой спешить не стоит.
Тем более, по опросам Фонда
"Общественное мнение" среди
населения, введение 12-летки не
одобряют 63 процента опрошенных. А
одобряют всего лишь 23 процента, и то
только те, у кого нет детей
школьного возраста.
Хотя
категорически идею 12-летки никто не
отверг. Последние два класса
12-летки будут профильными. Они, по
мнению вице- премьера В.И.Матвиенко,
будут заменять нынешнее
репетиторство, платные курсы и
готовить школьников к поступлению
в вузы. Кроме того, введение 12-летки
позволит устранить
перегруженность школьных программ
и сделает образование профильным,
индивидуально ориентированным на
способности и таланты детей.
Пока идет
лишь эксперимент по введению
12-летки в отдельных регионах
страны. Окончательные итоги его
будут подведены не ранее, чем через
6 лет.
С другим
экспериментом — Единым
государственным экзаменом,
ситуация выглядит куда как
оптимистичнее. Этот эксперимент
получил на Госсовете абсолютную
поддержку. Все губернаторы
выступили "за" продолжение
эксперимента. По сравнению с
нынешним годом, зона действия
Единого государственного экзамена
будет существенно расширена.
Да и само
население относится к его введению
более благосклонно: 59 процентов
опрошенных одобряют. В основном,
это молодежь (возрастная группа от
18 до 35 лет поддерживает на 70
процентов), семьи с низкими
доходами (68 процентов) и жители
села. Эти социальные группы видят в
введении Единого государственного
экзамена надежду получить высшее
образование независимо от
экономических возможностей семьи.
Ведь в нынешнем году 14 школьникам
из Чувашии удалось поступить по
итогам этого экзамена в Высшую
школу экономики, о чем при других
условиях они не могли и мечтать!
По замыслу,
такое нововведение должно создать
единое образовательное
пространство в стране. Когда и к
жителю села, и к столичному
школьнику будут предъявляться
единые требования на выпускных и
вступительных экзаменах. Следует
отметить, что, по результатам
опроса Центра социологических
исследований, треть учителей школ
одобряют этот эксперимент.
Несмотря на то, что он оценивает
одновременно и их работу.
Положительно относятся к введению
Единого государственного экзамена
более 40 процентов директоров школ.
Августовский
Госсовет задал, в основном, идейную
перспективу развитию образования.
По его итогам будут
разрабатываться и приниматься
реальные меры. Так, в начале октября
состоится заседание правительства
РФ, на котором будет рассмотрена
уже скорректированная концепция
модернизации образования и будут
приняты конкретные предложения по
ее реализации. Программа Госсовета
станет программой правительства.