"И воспарить душа готова"...
"И
воспарить душа готова"…
Элеонора
САТУЛИНА,
педагог
После долгой
годичной разлуки иркутские
любители органной музыки вновь
смогли посетить концерты
органистки Лидии Янковской.
В
июле-августе в органном зале
Иркутской филармонии с большим
успехом прошли 17 больших и малых
концертов органистки.
4 "малых"
воскресных концерта вела сама
Лидия Янковская. В
познавательно-доступной форме
органистка познакомила слушателей
с историей возникновения органа
как музыкального инструмента,
становлением органных
исполнительских стилей в различных
странах, мастерами-строителями
органов, органистами-композиторами
и исполнителями. Лекцию-концерт она
иллюстрировала исполнением
западно-европейской и русской
органной музыкой. В конце каждого
концерта слушатели имели
возможность задавать органистке
вопросы.
Интересна и
содержательна программа
"больших" сольных концертов
органистки. Главенствующее место
отведено непревзойденной органной
музыке И.С. Баха. Это Прелюдия и фуга
до мажор, фантазия и фуга соль
минор, Токката и фуга ре минор. В
программе прозвучали фрагменты из
знаменитой органной Мессы ми
бемоль мажор: "Прелюдии", "7
хоральных фантазий",
"Заключительная фуга" вершины
органного творчества И.С. Баха.
Большое
место в программе заняли
произведения
композиторов-романтиков С.
Мнонюшко, из более современных —
Ф.М. Видора. Русская и советская
музыка на концертах была
представлена произведениями С.
Рахманинова, В. Калинникова, А.
Холминова в обработке для органа
Лидии Янковской.
28 августа
состоялся органный концерт "Свет
невечерний", завершающий летний
цикл и посвященный христианскому
празднику Успения Пресвятой
Богородицы.
В начале и в
конце концерта светло и задушевно
были исполнены "Аvе Маria"
Баха-Гуно и Франца Шуберта.
Программа
концерта состояла из 3-х разделов:
музыка И.С.Баха, произведения
композиторов-романтиков,
православная армянская органная
музыка.
В Прелюдии и
фуге до мажор И.С. Баха энергично,
захватывающе прозвучала прелюдия,
созерцательно-вдумчиво — фуга.
Органистка сумела передать высокую
духовность. Трех органных фантазий
И.С. Баха: "О, человек, оплакивай
свой тяжкий грех", "Мы служим
Единому Господу", "Из бездны
взываю к тебе, Господи". Основой
хоральных фантазий — обработок
послужили духовные песни из
сборника, составленного для
прихожан Лютером.
Первый
раздел концерта завершил
великолепный трехчастный концерт
ре минор Вивальди-Баха. Любопытно,
что И.С. Бах всю свою жизнь изучал
творчество различных композиторов,
часто делая при этом переложения их
произведений для органа. Так были
созданы переложения нескольких
инструментальных концертов
итальянского композитора Антонио
Вивальди — современника Баха.
Во второй
части концерта были исполнены Три
хоральные прелюдии Иоганнеса
Брамса. Исполнительнице удалось
передать не только религиозный
характер произведений, но и оживить
их своей эмоциональной теплотой.
Хорал ля
минор Сезаря Франка поразил
слушателей контрастностью
звучания тем. Торжественностью,
объемностью звучания, космическим
запределом токкатной, несколько
раз повторяющейся темы и нежной
таинственностью двух последующих
тем, гармонией приближающейся к
импрессионистическим шедеврам,
музыкальной классики. Хорал ля
минор завершает последнее
произведение С. Франка "Три
хорала", написанное в 1890 г., в год
его смерти. Им он прощается с миром.
В третьем
разделе концерта были исполнены
фрагменты из "Православной
армянской литургии" С.Г.
Комитаса. Музыка фрагментов
построена на интонациях армянских
православных песнопений в
мелодико-гармоническом стиле
письма. Она оставила впечатление
простоты, ясности, цельности,
высокой одухотворенности.
В конце
концерта, после продолжительных
оваций, приподнесения букетов
цветов была исполнена знаменитая и
не раз исполняемая в концертах
известных органистов Токката и
фуга ре минор И.С. Баха. Еще раз
величественная, полная драматизма
музыка заполнила зал, волнуя души
слушателей.
Концерт вел и
внимательно, чутко ассистировал
органистке Николай Нетягаев —
иркутский художник, большой
любитель музыкального искусства,
влюбленный в орган, органную
музыку.
Нельзя не
отметить высокий профессиональный
исполнительский уровень игры
органистки, эмоционально-вдумчивую
интерпретацию произведений
различных по стилю и содержанию.
Часто забываешь на концертах о
технических трудностях
произведений, целиком отдаваясь их
художественному прочтению
органисткой. Игра Лидии Янковской
оставляет неизгладимый, волнующий
след в сердцах слушателей, встреча
с ней — это всегда встреча с большим
художником и умным содержательным
человеком.