Пришло время сотрудничества
Пришло
время сотрудничества
Дорогие
читатели!
Сегодня
начался очередной учебный год. Для
370 тысяч ребятишек области
наступают школьные будни. А для
взрослых одним из первых событий
нового учебного года станет, как
обычно, родительское собрание.
Нынче мы решили вывести его за
пределы класса, школы и объявили
ОБЛАСТНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.
Чем это вызвано?
Дело в том,
что за последнее 10-летие из
традиционного треугольника
учитель-ученик-родитель, на
котором, собственно, и держится
школа, третья составляющая —
родители — практически выпала. Они
отошли от школы, от ее проблем,
устранились из ее повседневной
жизни, и эта отдаленность явно не на
пользу ни семье, ни школе. Так быть
не должно. Ведь, в конце концов,
родители и есть главные заказчики
образовательной деятельности, на
их налоги сфера образования
существует, и школа родителям
подотчетна. Поэтому наше областное
собрание — это одновременно и форма
отчетности перед родительской
общественностью, и шаг к более
тесному сотрудничеству с ней, более
дружной совместной работе.
Ведь есть
целый ряд вопросов, которые без
родителей решить просто
невозможно. Ну, например, какая
рабочая неделя должна быть в школе
— 5- или 6-дневная? Нужна ли школьная
форма и какой она должна быть? Как
оптимально организовать школьное
питание? В течение нашего
двухнедельного родительского
собрания мы обсудим эти и другие
вопросы — как во время
непосредственных встреч, так и
через средства массовой
информации.
Но, пожалуй,
главная из задач нашего
сотрудничества — возвращение
родителя на стезю воспитания.
Справедливо упрекают в том, что в
последние годы воспитание детей
было упущено. Причем обеими
сторонами — и школой, и родителями.
Давайте
посмотрим, в каких случаях сегодня
папы и мамы приходят в школу? Либо
на родительское собрание (и то не
всегда), либо если вызывает
классный руководитель или директор
школы — значит, дела плохи, сын или
дочь в чем-то провинились. Это
неправильно. Родитель должен
появиться в школе гораздо раньше —
с того самого дня, как его ребенок
начнет учиться, и,что называется,
"не выводиться" из ее стен.
Учитель и семья должны совместно
вырабатывать "стратегию" и
"тактику" в отношении ребенка,
договариваться о том, как помочь
преодолеть мальчишке или девчонке
какие-то трудности в учебе,
проблемы с характером и так далее.
Да и нас, педагогов, активное
присутствие родителей ставит в
определенные рамки и не позволяет
"вольничать".
Словом,
сегодня мы должны запустить все
механизмы, чтобы привлечь
родителей в школу и включить их в
управление всеми ее делами. Стоит
оглянуться на 70-80 годы, там много
полезного было наработано. Где, к
примеру, сегодня на предприятиях
советы общественности, в школах —
советы матерей, отцов, родительский
всеобуч? Канули в лету, и их
необходимо возрождать. Ведь
демократизация и есть
делегирование населению части
функций управления, активное его
участие в решении государственных
задач. А у нас, педагогов и
родителей, одна общая задача
огромной государственной важности
— воспитание подрастающего
поколения.
Хотелось бы,
чтобы наше первое областное
собрание, которое продлится до 10
сентября, принесло конкретные
результаты и послужило реальному
объединению родительской
общественности. Одной из форм
такого объединения могут стать
районные родительские советы: им
будет под силу не просто задавать
властям вопросы, а требовать от них
решения тех или иных проблем,
осуществлять контроль.
А может быть,
мы выйдем на создание и областного
родительского совета, который
будет работать при главном
управлении образования. Членами
его станут не какие-нибудь
"почетные родители",
заседающие бессменно по 5-10 лет, а
наиболее активные представители
общественности, избираемые, скажем,
на один год. Этот совет и будет
осуществлять общественную
экспертизу образовательной
деятельности, экспертизу, которая
так нужна и самой школе, и
родителям. Надо, наконец, понять,
что вместе мы — сила, способная
справиться с любой проблемой, а
порознь обречены на поражение.
Я не питаю
иллюзий, что завтра же родители, что
называется, "косяком" пойдут в
школы, начнут объединяться. Нет, это
работа на годы. Но надо же когда-то
за нее приниматься. Вот мы и решили
начать ее с помощью нынешнего
областного родительского собрания.
На ближайшие несколько лет эта
работа станет для нас одним из
главных направлений. Думаем, время
для этого пришло.
Леонид
ВЫГОВСКИЙ,
начальник Главного управления
общего и профессионального
образования области