"Вот и лето прошло, все одно к одному..."
"Вот
и лето прошло, все одно к
одному…"
Светлана ЖАРТУН
В очередное лето не удалось
отправиться ни в дальнее, ни в
близкое путешествие. В лучшем
случае дача, а там — огород, грядки и
в заботах о них мечты о дальних
странах, захватывающих
приключениях. Но может повезти
по-другому: встретить, например,
иностранку и в расспросах, пытливом
любопытстве увидеть интересную
страну ее глазами.
Ариэллу
Бар-Енай, учительницу из города
Эйлат, в Иркутск привело тоже
любопытство: одна из ее учениц, наша
землячка, недавно эмигрировавшая в
Израиль, с таким восторгом
рассказывала о Байкале, неведомых
красотах Сибири, что не поддаться
уговорам и не поехать было нельзя,
тем более зарплата позволяет
совершать в год не одно, а три
подобных путешествия.
В Израиле
одни из самых высокооплачиваемых
профессий учительская и
медицинская. В "Ульпане" (школа
для эмигрантов), где Ариэлла
преподает иврит, репатрианты в
течение пяти месяцев по пять раз в
неделю учат его бесплатно. Знание
языка для них — это возможность
получить гражданство и найти
работу по специальности.
В последние
десять лет значительно увеличилось
число эмигрантов из России. Чтобы
общаться с ними, Ариэлле пришлось
самой учить русский. Трудность
заключалась в том, что делать это ей
приходилось самостоятельно. Но
успех значительный, разговаривает
она без напряжения. Довольно
легкому изучению русского языка,
наверное, помогла генетическая
память: отец хорошо знал русский
язык.
Родители
Ариэллы — выходцы из Польши. Отец в
1939 году, в начале второй мировой
войны, бежал в Россию, а в 1941 — в
Израиль. Такого официального
государства тогда еще не было, и
многие, увлеченные идеями
интернационализма, начали
объединяться в кибуцы, которые по
форме образования напоминали
первые коммуны Советской России.
Все было общим, дети — тоже. С
первого дня рождения у матерей
отнимали младенцев, разрешая
только кормить их в отведенное
время. Правда, коммуновцы позднее
поняли, какую психологическую
травму наносили семьям, оставляя
детей, по сути, сиротами. Ариэлла не
понаслышке знает эту страницу в
истории развития своего
государства, потому что сама
родилась в кибуце, и это к ней,
захлебывающейся от плача,
прибегала мама.
Идея
создания равноправного общества
без богатых и бедных была
привлекательна, образцом для
подражания служил Советский Союз.
Когда в 1953 году умер Сталин, в
кибуцах далекого Израиля люди
плакали так же искренне, как и на
родине "вождя народов".
Сегодня
кибуцы изменились, не оправдались
надежды поколения израильтян
сороковых-пятидесятых годов об
идеальном обществе, но по-прежнему
именно здесь можно найти
бесплатное жилье и еду, если будешь
добросовестно работать. Можно
заработать и деньги, правда,
небольшие, но вполне
удовлетворяющие скромные запросы.
Город Эйлат
не только в Израиле, но и далеко за
его пределами знаменит своими
курортами, ласковым морем,
красивыми коралловыми рифами. Там
погода зимой такая же, как у нас
летом в дождь, дома утопают в зелени
деревьев и экзотических цветах.
Оазис среди окружающей со всех
сторон пустыни. В курортном Эйлате,
насчитывающем всего пятьдесят
тысяч горожан, жить непросто —
хочется, как и отдыхающим,
расслабиться, предаться ленивой
неге. В Израиле привыкли работать
без напряжения, начинают рабочий
день в ранним утром, заканчивают
чуть позднее обеда. А вечерние часы
посвящают развлечениям. Ходить с
семьей или друзьями в ресторанчик
или в бар принято так же, как у нас в
прежние времена ходили в кино. Для
россиянина среднего достатка цены
могут показаться высокими, но им
соответствуют и зарплаты местных
жителей, даже пособия по
безработице, а на кружку пива
деньги найдет даже бедняк.
Может
показаться, что у коренных
израильтян, вернее, отпрысков
первых переселенцев "земли
обетованной", проблем нет — они
учатся, работают, живут в больших
домах и много путешествуют. Если
женщина не домохозяйка, в уборке
жилья ей помогает приходящая
прислуга — это могут быть
репатрианты из Африки, Румынии,
Албании, отчаявшиеся у себя на
родине найти достойно оплачиваемую
работу.
У Ариэллы
Бар-Енай есть свой дом и женщина,
помогающая ей вести домашнее
хозяйство. Муж — начальник цеха на
местной фабрике, трое детей — два
сына и дочь — уже отслужили в армии.
В Израиле девушки тоже
военнообязаннын, но в отличие от
юношей, служат в штабах. В свое
время Ариэлла тоже была призвана в
армию. А сейчас вспоминает тот
страх, какой испытывала за жизнь
сыновей, принимавших участие в
военных действиях.
Не вдаваясь в
причины, по каким Израиль находится
постоянно в сложных
взаимоотношениях с Палестиной,
сегодня можно сравнивать чувства
их матерей с нашими, отправляющими
своих сыновей в армию. Правда, там,
если в семье один ребенок, его
никогда не отправят служить в
опасное место. Но семей с таким
количеством детей почти не бывает —
трое детей считается обычным делом.
Вырастая, дети стараются жить
отдельно от родителей. Вот и у
Ариэллы старший сын работает в
Тель-Авиве, младший "смотрит" в
сторону Америки, пожив в Нью-Йорке
год, и только дочь пока остается
дома, но ей всего двадцать лет.
Рассказывая
о быте и привычках своего народа,
Ариэлла расспрашивала и о нашей
жизни. Она попросила, чтобы ей
обязательно показали колхоз, ей
интересно было сравнить его со
своим кибуцем. Ариэллу повезли в
зажиточное хозяйство, с деревней
бедной и убогой, какую часто видим
мы, предпочли не знакомить.
Глядя на
нарядных иркутянок, наша гостья не
обнаружила среди них бедно одетых,
хотя при знакомстве многие учителя
и преподаватели вузов рассказывали
ей о низких зарплатах и высоких
ценах на продукты. Пришлось
объяснять характер русской
женщины, умеющей годами хранить
одежду, шить, вязать и ни в коем
случае при людях "не ударить в
грязь лицом". Никто из новых
знакомых Ариэллы не позавидовал ее
материальному благополучию, разве
что возможности путешествовать по
всему миру.
Прощаясь со
скромной и привлекательной
израильтянкой, я попыталась
представить, как рядом с ней в
самолете летит наша учительница
русского языка, заработавшая своим
трудом деньги на путешествие в
Тель-Авив…