Искусство делать книгу
Искусство
делать книгу
Типография N 1
была первой в Иркутске. Она была
основана почти сто лет назад, в 1903
году, сибирскими предпринимателями
Петром Ивановичем Макушиным и
Владимиром Михайловичем Посохиным,
людьми образованнейшими для своего
времени, считавшими просвещение
делом своей жизни.
Еще до
окончания строительства
Транссибирской железной дороги
отправились они зимой на лошадях из
Томска, чтобы открыть в нашем
городе по просьбе жителей книжный
магазин. Увидев у иркутян
неистребимую жажду знаний, они
распространили по всему городу
семь магазинов-лавок, потом стали
открывать их в более восточных
населенных пунктах, вплоть до
Харбина, где тогда работало много
русских специалистов.
За книжными
магазинами последовало открытие
библиотеки и строительство
типографии с мощнейшим техническим
оборудованием. Первыми печатными
изделиями были книжки-сказки для
детей, учебники, классическая
литература. Макушин и Посохин, по
сути, сделали Иркутск одним из
образованнейших городов России, по
количеству подписной и издаваемой
литературы не уступающим на рубеже
XIX-XX веков Москве. Много
удивительного и поучительного в
биографии этих замечательных
людей, оценивающих "знания как
свет и силу" народа.
Но вернемся к
нашему времени. Походим по цехам
типографии, посмотрим на
стремительное движение белых
листов бумаги, обретающих
шрифтовой вид в чреве печатных
машин. Типография стоит на прежнем
месте, в самом центре города, по
улице Карла Маркса. Долгое время во
всей Восточной Сибири ей не было
равных. Здесь печатались основные
газеты области —
"Восточно-Сибирская правда" и
"Советская молодежь", учебники
для наших школяров и ребятишек
Тувы, Якутии, Хакасии. Красочные
детские книжки для Магадана по
заказу Госкомиздата издавались на
специально приобретенном немецком
оборудовании.
Так бы и жила
первая типография, если бы в
середине 70-х годов у нее не появился
конкурент — Дом печати с новейшим
оборудованием. Заказы, от которых
еще недавно отбоя не было,
постепенно стали переходить туда. И
знаменитая серия книг "Полярная
звезда" уже издавалась в Доме
печати.
Времена
менялись стремительно, нужны были
преобразования, типографии
понадобился современный
руководитель. В самом начале
перестройки издатели захотели,
чтобы ими руководил Валерий
Исаакович Тененбаум.
По
образованию он полиграфист,
закончил в Ленинграде техникум и в
1961 году по распределению приехал в
Иркутск. В типографию N 1 его
назначили главным инженером. Жил
тут же, на территории типографии, в
комнатушке, в "коммуналке",
зато в центре города. Молодой
человек, вчерашний столичный
житель, не замедлил
воспользоваться всеми благами,
которые преподнесла ему судьба. Он
перезнакомился с журналистами,
писателями, актерами, всеми, кого в
городе называли интеллигенцией.
Через два года его назначили
техническим руководителем
Черемховской типографии, а еще
через два вернули в Иркутск, в
управление по делам печати. За это
время он закончил заочно отделение
факультета журналистики
госуниверситета и в 1980 году
самостоятельно организовал
редакционно-издательский отдел.
Валерий
Тененбаум, как и его
предшественники, просветитель по
сути своей. Надо видеть, с какой
гордостью достает он книги,
изданные в типографии, рассказывая
о тонкостях их печатного
производства. В 1988 году он начал с
того, что стал менять оборудование,
приобретя в первую очередь
ламинатор. Ламинирование — это
покрытие книжной обложки, делающее
ее красивой, прочной,
влагонепроницаемой. Купили и
компьютеры, без которых сегодня
печатное дело немыслимо.
В начале
девяностых годов пришла беда:
типографию ограбили. Связав
сторожа, унесли все: компьютеры,
телевизоры, телефонные аппараты.
Самое грустное в этой истории, что
воры погрузили всю технику на
грузовик типографии, стоявший во
дворе, и укатили в неизвестном
направлении. Полиграфисты беду
перенесли мужественно, вернулись к
работе на старом оборудовании, ни
от одного заказа не отказались,
компенсируя технические
совершенства совершенством своих
золотых рук, делающих сложнейшее
ремесло печатников искусством.
Тогда же из
прибылей вновь приобрели технику,
не уступающую, а во многом
превосходящую, ту, что стоит в Доме
печати. И пошли книжки-красавицы, с
закругленными корешками,
эстетически привлекательные, в
матовых ламинированных обложках.
Чудесные детские книжки-сказки,
которые немедленно раскупаются.
Открытки, альбомы, плакаты,
оформленные лучшими художниками
Иркутска, сегодня составляют
гордость типографии, стали ее
визитной карточкой.
Конечно, не
случайно в 1997 году Валерию
Исааковичу Тененбауму было
присвоено почетное звание
"Заслуженный работник
культуры", чуть позднее он стал
академиком Международной академии
реальной экономики, а в 1998 году в
Париже за издательскую
деятельность получил диплом и
золотую статуэтку Меркурия. Правда,
золото оказалось не настоящим, но
приз от этого не стал менее
почетным.
— В
жесточайшей конкуренции
типография выстояла. Вы сегодня
уверенно смотрите в будущее?
— Выстоять-то
выстояла, прошли времена, когда мы
были на грани развала. Но сегодня я
не могу сказать, что нас ждет
завтра. Бывает, работаем сутками, но
есть периоды, когда и простаиваем.
Нет, я знаю, что у нас есть почти на
миллион рублей заказов от Тывы. Мы
постоянно сотрудничаем с
издательством "Комсомольская
правда-Байкал", Союзами
российских писателей и писателей
России, фондом Александра
Вампилова, постоянно выполняем
заказы на изготовление учебных
пособий для вузов города. Некоторые
организации у себя на местах делают
подготовку оригинала, а у нас
печатают тираж. Такая работа
выгодна как самим заказчикам, так и
нашей типографии.
— Вы
чувствуете себя монополистами?
— Нет.
Несмотря на то, что у нас хорошее
техническое оснащение, мы не делаем
предпечатной подготовки, нет
цветоотделения. Покупать
оборудование, которое стоит
несколько сот тысяч долларов,
сегодня невыгодно, проще сделать
заказ у соседей, как, впрочем, и они,
выполняя отдельные технические
операции, за исполнением основной
печатной работы обращаются к нам.
— Читатели
сегодня сетуют на то, что многие
книги издаются в клееном переплете,
они недолговечны, после
двух-трехразового прочтения
разваливаются по страницам. У вас
есть такие проблемы?
— Свои книги
мы прошиваем. Недавно приобрели для
этой цели два швейных автомата.
Много и ручной работы. С одной
стороны, это плохо, с другой — в
каждое отдельное издание вложен не
просто труд, но и человеческая душа.
Например, по заказу Нижнеилимской
администрации мы переиздаем
сегодня двухтомник Шерстобоева
"Илимская пашня" — это кадастр
земельных угодий с посевами,
агрономией, делением на участки
северных районов нашей области.
Работа кропотливая, то, что раньше
издавалось с помощью клише,
цинкографии, мы переводим на
высокую печать и офсет. Используем
всю технику, какая у нас есть, — и
японскую, и сохранившиеся линотипы.
Такая
сложнейшая работа возможна, потому
что в типографии служат
удивительные люди, в совершенстве
владеющие искусством полиграфии:
это династии печатников-офсетчиков
отца и сына Беккеров, копировщицы
Нины Беккер. Пятьдесят лет работает
в типографии Екатерина Филипповна
Баржакова, сегодня она начальник
переплетного цеха. Незаменимы
переплетчицы Наталья Бродецкая,
Лидия Ястребова, Лидия Арановская,
компьютерщик Лариса Митягина.
— Вы можете
представить такую ситуацию: лет
через пятьдесят или семьдесят
человечество возьмет и перестанет
читать. Вчерашние книголюбы
перейдут в Интернет, где "Войну и
мир" можно просмотреть за три
часа, и основная ваша издательская
продукция — книги — никому не
станет нужна. Что будет с
типографией?
— Но
этикетки-то останутся. Наклейки для
водочных, пивных бутылок мы
изготовляем миллионными тиражами.
Итальянский аппарат не перестает
отбивать круглые
салфетки-подстаканники. Это реалии
нашей деятельности, которые
приносят хорошую прибыль.
Но, если
серьезно, я не верю, что среди людей
не будет писателей, ученых. Они есть
и обязательно будут, а значит, будут
и читатели. Прогресс предлагает
человечеству технические
совершенства, но они никогда не
заменят живой мысли, движения души
поэта.
Наша
типография сто лет печатает
учебники, детские книги,
классическую литературу,
произведения иркутских писателей.
Мы надеемся, что и последующие сто
лет типография не останется без
работы.