издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Федеральный Конституционный

Федеральный
Конституционный

Закон О Конституционном Суде
Российской
Федерации

(Собрание
законодательства Российской
Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607)
(извлечения)13

Глава
I.
Общие положения

Статья 1.
Конституционный Суд Российской
Федерации — судебный орган
конституционного контроля

Конституционный
Суд Российской Федерации — судебный
орган конституционного контроля,
самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть
посредством конституционного
судопроизводства.

Статья 3.
Полномочия Конституционного Суда
Российской Федерации

В целях
защиты основ конституционного
строя, основных прав и свобод
человека и гражданина, обеспечения
верховенства и прямого действия
Конституции Российской Федерации
на всей территории Российской
Федерации Конституционный Суд
Российской Федерации:

1) разрешает
дела о соответствии Конституции
Российской Федерации:

а)
федеральных законов, нормативных
актов Президента Российской
Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы,
Правительства Российской
Федерации;

б)
конституций республик, уставов, а
также законов и иных нормативных
актов субъектов Российской
Федерации, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению
органов государственной власти
Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации;

в) договоров
между органами государственной
власти Российской Федерации и
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации,
договоров между органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;

г) не
вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации;

2) разрешает
споры о компетенции:

а) между
федеральными органами
государственной власти;

б) между
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;

в) между
высшими государственными органами
субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам
на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам
судов проверяет конституционность
закона, примененного или
подлежащего применению в
конкретном деле;

4) дает
толкование Конституции Российской
Федерации;

5) дает
заключение о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской
Федерации в государственной измене
или совершении иного тяжкого
преступления;

6) выступает с
законодательной инициативой по
вопросам своего ведения;

7)
осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему Конституцией
Российской Федерации, Федеративным
договором и федеральными
конституционными законами; может
также пользоваться правами,
предоставляемыми ему заключенными
в соответствии со статьей 11
Конституции Российской Федерации
договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти Российской Федерации и
органами государственной власти
субъектов Российской Федераци его
юридической природе и
предназначению в качестве
судебного органа конституционного
контроля.

Конституционный
Суд Российской Федерации решает
исключительно вопросы права.

Конституционный
Суд Российской Федерации при
осуществлении конституционного
судопроизводства воздерживается
от установления и исследования
фактических обстоятельств во всех
случаях, когда это входит в
компетенцию других судов или иных
органов.

По вопросам
своей внутренней деятельности
Конституционный Суд Российской
Федерации принимает Регламент
Конституционного Суда Российской
Федерации.

Статья 6.
Обязательность решений
Конституционного Суда Российской
Федерации

Решения
Конституционного Суда Российской
Федерации обязательны на всей
территории Российской Федерации
для всех представительных,
исполнительных и судебных органов
государственной власти, органов
местного самоуправления,
предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц,
граждан и их объединений.

Глава
IV.
Принципы конституционного
судопроизводства

Статья 29.
Независимость

Судьи
Конституционного Суда Российской
Федерации независимы и
руководствуются при осуществлении
своих полномочий только
Конституцией Российской Федерации
и настоящим Федеральным
конституционным законом.

В своей
деятельности судьи
Конституционного Суда Российской
Федерации выступают в личном
качестве и не представляют каких бы
то ни было государственных или
общественных органов, политических
партий и движений, государственных,
общественных, иных предприятий,
учреждений и организаций,
должностных лиц, государственных и
терри

Решения и
другие акты Конституционного Суда
Российской Федерации выражают
соответствующую Конституции
Российской Федерации правовую
позицию судей, свободную от
политических пристрастий.

Судьи
Конституционного Суда Российской
Федерации принимают решения в
условиях, исключающих постороннее
воздействие на свободу их
волеизъявления. Они не вправе
запрашивать или получать от кого бы
то ни было указания по вопросам,
принятым к предварительному
изучению либо рассматриваемым
Конституционным Судом Российской
Федерации.

Какое бы то
ни было вмешательство в
деятельность Конституционного
Суда Российской Федерации не
допускается и влечет за собой
предусмотренную законом
ответственность.

Глава
V.
Обращение в Конституционный Суд
Российской Федерации

Статья 36.
Поводы и основания к рассмотрению
дела в Конституционном Суде
Российской Федерации

Поводом к
рассмотрению дела в
Конституционном Суде Российской
Федерации является обращение в
Конституционный Суд Российской
Федерации в форме запроса,
ходатайства или жалобы, отвечающее
требованиям настоящего
Федерального конституционного
закона.

Основанием к
рассмотрению дела является
обнаружившаяся неопределенность в
вопросе о том, соответствует ли
Конституции Российской Федерации
закон, иной нормативный акт,
договор между органами
государственной власти, не
вступивший в силу международный
договор, или обнаружившееся
противоречие в позициях сторон о
принадлежности полномочия в спорах
о компетенции, или обнаружившаяся
неопределенность в понимании
положений Конституции Российской
Федерации, или выдвижение
Государственной Думой обвинения
Президента Российской Федерации в
государственной измене или
совершении иного тяжкого
преступления.

Статья 37.
Общие требования к обращению

Обращение
направляется в Конституционный Суд
Российской Федерации в письменной
форме и подписывается
управомоченным лицом
(управомоченными лицами).

В обращении
должны быть указаны:

1)
Конституционный Суд Российской
Федерации в качестве органа, в
который направляется обращение;

2)
наименование заявителя (в жалобе
гражданина — фамилия, имя, отчество);
адрес и иные данные о заявителе;

3)
необходимые данные о представителе
заявителя и его полномочия, за
исключением случаев, когда
представительство осуществляется
по должности;

4)
наименование и адрес
государственного органа, издавшего
акт, который подлежит проверке,
либо участвующего в споре о
компетенции;

5) нормы
Конституции Российской Федерации и
настоящего Федерального
конституционного закона, дающие
право на обращение в
Конституционный Суд Российской
Федерации;

6) точное
название, номер, дата принятия,
источник опубликования и иные
данные о подлежащем проверке акте,
о положении Конституции Российской
Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные,
указанные в настоящем Федеральном
конституционном законе основания к
рассмотрению обращения
Конституционным Судом Российской
Федерации;

8) позиция
заявителя по поставленному им
вопросу и ее правовое обоснование
со ссылкой на соответствующие
нормы Конституции Российской
Федерации;

9) требование,
обращенное в связи с запросом,
ходатайством, жалобой к
Конституционному Суду Российской
Федерации;

10) перечень
прилагаемых к обращению
документов.

Статья 38.
Документы, прилагаемые к обращению

К
направляемому в Конституционный
Суд Российской Федерации обращению
прилагаются:

1) текст акта,
подлежащего проверке, или
положения Конституции Российской
Федерации, подлежащего толкованию;

2)
доверенность или иной документ,
подтверждающий полномочия
представителя, за исключением
случаев, когда представительство
осуществляется по должности, а
также копии документов,
подтверждающих право лица
выступать в Конституционном Суде
Российской Федерации в качестве
представителя;

3) документ об
уплате государственной пошлины;

4) перевод на
русский язык всех документов и иных
материалов, изложенных на другом
языке.

К обращению
могут быть приложены списки
свидетелей и экспертов, которых
предлагается вызвать в заседание
Конституционного Суда Российской
Федерации, а также другие документы
и материалы.

Обращение и
прилагаемые к нему в соответствии с
частью первой настоящей статьи
документы и иные материалы
представляются в Конституционный
Суд Российской Федерации с копиями
в количестве тридцати экземпляров.
Граждане представляют необходимые
документы с копиями в количестве
трех экземпляров.

Статья 39.
Государственная пошлина

Обращения в
Конституционный Суд Российской
Федерации оплачиваются
государственной пошлиной:

запрос и
ходатайство — в размере пятнадцати
минимальных размеров оплаты труда;

жалоба
юридического лица — в размере
пятнадцати минимальных размеров
оплаты труда;

жалоба
гражданина — в размере одного
минимального размера оплаты труда.

Конституционный
Суд Российской Федерации своим
решением может освободить
гражданина, с учетом его
материального положения, от уплаты
государственной пошлины либо
уменьшить ее размер.

Запросы
судов, запросы о толковании
Конституции Российской Федерации,
ходатайства Президента Российской
Федерации по спорам о компетенции,
когда он в этих спорах не является
стороной, запросы о даче заключения
о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения
Президента Российской Федерации в
государственной измене или
совершении иного тяжкого
преступления государственной
пошлиной не оплачиваются.

Государственная
пошлина возвращается в случаях,
если обращение не было принято к
рассмотрению.

Глава
VIII.
Решения Конституционного Суда
Российской Федерации

Статья 71.
Виды решений

Решение,
принятое как в пленарном заседании,
так и в заседании палаты
Конституционного Суда Российской
Федерации, является решением
Конституционного Суда Российской
Федерации.

Итоговое
решение Конституционного Суда
Российской Федерации по существу
любого из вопросов, перечисленных в
пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи
3 настоящего Федерального
конституционного закона, именуется
постановлением. Постановления
выносятся именем

Итоговое
решение Конституционного Суда
Российской Федерации по существу
запроса о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской
Федерации в государственной измене
или совершении иного тяжкого
преступления именуется
заключением.

Все иные
решения Конституционного Суда
Российской Федерации, принимаемые
в ходе осуществления
конституционного
судопроизводства, именуются
определениями.

В заседаниях
Конституционного Суда Российской
Федерации принимаются также
решения по вопросам организации
его деятельности.

Статья 74.
Требования, предъявляемые к
решениям

Решения
Конституционного Суда Российской
Федерации должны основываться на
материалах, исследованных
Конституционным Судом Российской
Федерации. Конституционный Суд
Российской Федерации принимает
решение по делу, оценивая как
буквальный смысл рассматриваемого
акта, так и смысл, придаваемый ему
официальным и иным толкованием или
сложившейся правоприменительной
практикой, а также исходя из его
места в системе правовых актов.

Конституционный
Суд Российской Федерации принимает
постановления и дает заключения
только по предмету, указанному в
обращении, и лишь в отношении той
части акта или компетенции органа,
конституционность которых
подвергается сомнению в обращении.
Конституционный Суд Российской
Федерации при принятии решения не
связан основаниями и доводами,
изложенными в обращении.

Постановления
и заключения Конституционного Суда
Российской Федерации излагаются в
виде отдельных документов с
обязательным указанием мотивов их
принятия. Определения
Конституционного Суда Российской
Федерации оглашаются в заседании и
заносятся в протокол, если иное не
установлено настоящим Федеральным
конституционным законом или
решением Конституционного Суда
Российской Федерации.

Статья 78.
Опубликование решения

Постановления
и заключения Конституционного Суда
Российской Федерации подлежат
незамедлительному опубликованию в
официальных изданиях органов
государственной власти Российской
Федерации, субъектов Российской
Федерации, которых касается
принятое решение. Решения
Конституционного Суда Российской
Федерации публикуются также в
"Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации", а при
необходимости и в иных изданиях.

Статья 79.
Юридическая сила решения

Решение
Конституционного Суда Российской
Федерации окончательно, не
подлежит обжалованию и вступает в
силу немедленно после его
провозглашения.

Решение
Конституционного Суда Российской
Федерации действует
непосредственно и не требует
подтверждения другими органами и
должностными лицами. Юридическая
сила постановления
Конституционного Суда Российской
Федерации о признании акта
неконституционным не может быть
преодолена повторным принятием
этого же акта.

Акты или их
отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают
силу; признанные
несоответствующими Конституции
Российской Федерации не вступившие
в силу международные договоры
Российской Федерации не подлежат
введению в действие и применению.
Решения судов и иных органов,
основанные на актах, признанных
неконституционными, не подлежат
исполнению и должны быть
пересмотрены в установленных
федеральным законом случаях.

В случае,
если признание нормативного акта
неконституционным создало пробел в
правовом регулировании,
непосредственно применяется
Конституция Российской Федерации.

Статья 80.
Сроки исполнения решения

Решение
Конституционного Суда Российской
Федерации подлежит исполнению
немедленно после опубликования
либо вручения его официального
текста, если иные сроки специально
в нем не оговорены.

Статья 81.
Последствия неисполнения решения

Неисполнение,
ненадлежащее исполнение либо
воспрепятствование исполнению
решения Конституционного Суда
Российской Федерации влечет
ответственность, установленную
федеральным законом.

Глава IX.
Рассмотрение дел о соответствии
Конституции Российской Федерации
нормативных актов органов
государственной власти и договоров
между ними

Статья 87.
Итоговое решение по делу

По итогам
рассмотрения дела о проверке
конституционности нормативного
акта органа государственной власти
или договора между органами
государственной власти
Конституционный Суд Российской
Федерации принимает одно из
следующих решений:

1) о признании
нормативного акта или договора
либо отдельных их положений
соответствующими Конституции
Российской Федерации;

2) о признании
нормативного акта или договора
либо отдельных их положений не
соответствующими Конституции
Российской Федерации.

Признание
нормативного акта или договора
либо отдельных их положений не
соответствующими Конституции
Российской Федерации является
основанием отмены в установленном
порядке положений других
нормативных актов, основанных на
нормативном акте или договоре,
признанном неконституционным, либо
воспроизводящих его или содержащих
такие же положения, какие были
предметом обращения. Положения
этих нормативных актов и договоров
не могут применяться судами,
другими органами и должностными
лицами.

Глава
XII.
Рассмотрение дел о
конституционности законов по
жалобам
на нарушение конституционных прав
и свобод граждан

Статья 96.
Право на обращение в
Конституционный Суд Российской
Федерации

Правом на
обращение в Конституционный Суд
Российской Федерации с
индивидуальной или коллективной
жалобой на нарушение
конституционных прав и свобод
обладают граждане, чьи права и
свободы нарушаются законом,
примененным или подлежащим
применению в конкретном деле, и
объединения граждан, а также иные
органы и лица, указанные в
федеральном законе.

К жалобе
помимо документов, перечисленных в
статье 38 настоящего Федерального
конституционного закона,
прилагается копия официального
документа, подтверждающего
применение либо возможность
применения обжалуемого закона при
разрешении конкретного дела. Выд
документа производится по его
требованию должностным лицом или
органом, рассматривающим дело.

Статья 97.
Допустимость жалобы

Жалоба на
нарушение законом конституционных
прав и свобод допустима, если:

1) закон
затрагивает конституционные права
и свободы граждан;

2) закон
применен или подлежит применению в
конкретном деле, рассмотрение
которого завершено или начато в
суде или ином органе, применяющем
закон.

Статья 98.
Последствия принятия жалобы к
рассмотрению

Конституционный
Суд Российской Федерации, приняв к
рассмотрению жалобу на нарушение
законом конституционных прав и
свобод граждан, уведомляет об этом
суд или иной орган, рассматривающий
дело, в котором применен или
подлежит применению обжалуемый
закон. Уведомление не влечет за
собой приостановления
производства по делу.

Суд или иной
орган, рассматривающий дело, в
котором применен или подлежит
применению обжалуемый закон,
вправе приостановить производство
до принятия решения
Конституционным Судом Российской
Федерации.

Статья
100. Итоговое решение по делу

По итогам
рассмотрения жалобы на нарушение
законом конституционных прав и
свобод граждан Конституционный Суд
Российской Федерации принимает
одно из следующих решений:

1) о признании
закона либо отдельных его
положений соответствующими
Конституции Российской Федерации;

2) о признании
закона либо отдельных его
положений не соответствующими
Конституции Российской Федерации.

В случае,
если Конституционный Суд
Российской Федерации признал
закон, примененный в конкретном
деле, не соответствующим
Конституции Российской Федерации,
данное дело во всяком случае
подлежит пересмотру компетентным
органом в обычном порядке.

В случае
признания закона либо отдельных
его положений не соответствующими
Конституции Российской Федерации
судебные расходы граждан и их
объединений подлежат возмещению в
установленном порядке.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры