Полезно перечитывать Блока...
Полезно
перечитывать Блока…
Светлана ЖАРТУН
Главным героем спектакля
"Циники" Минусинского
государственного драматического
театра, поставленного по
Мариенгофу режиссером Алексеем
Песеговым, стало время. Оно
отсчитывает почти вековой путь и
проявляет главного исполнителя
истории — человека.
Время само по
себе — категория объективная, а вот
ощущение движения зависит от
жизненных устремлений поколений,
их умения понять, что оно значит в
развитии общества и становлении
каждой отдельной личности. Одним
словом, время становится еще и
понятием философским.
В спектакле
зримый образ времени решен простым
режиссерским приемом: молодые люди
в современной одежде бегут из
глубины сцены к авансцене, бросая
на ходу жестяную банку как атрибут
нашего сегодняшнего дня. Потом они
становятся жителями России первых
лет революции, наступившего нэпа,
начала репрессий. Любят и губят
друг друга. Вновь молодая пара
бежит и бросает банку.
Все приходит
и уходит. Непреходяще лишь
искусство. На протяжении всего
спектакля звучат потрясающей
красоты голоса Марио Ланца, Леонида
Собинова, Писсо и романс на стихи
Гумилева в исполнении современного
Носкова. Музыкальное оформление не
просто полное гармонии благозвучие
— это настроение спектакля, тоска
по любви, которая, как известно,
счастливой не бывает,
эмоциональное выражение
чувственного начала человека.
Чтобы понять,
о чем идет речь в "Циниках",
раскопанных Песеговым, наверное, на
самых дальних библиотечных полках,
необходимо хотя бы кратко
пересказать сюжет.
В одном из
городов России появляется Ольга —
дама с явно декаданским настроем
души. Она выходит замуж за
приват-доцента Владимира: где-то
надо перезимовать. От скуки
устраивается на работу, берет в
любовники брата Владимира — Сергея:
на всякий случай надо иметь
приближенного комиссара. Сергей и
есть большой советский
военачальник. Услышав о страшных
жертвах голода в Поволжье, Ольга
договаривается о цене ночи с
нэпманом Докучаевым. Заработанные
несколькими платными встречами
деньги относит в фонд помощи
голодающим. Потом стреляется.
Вот и все.
Почти как в тексте группы "Агаты
Кристи": "Давай вечером умрем
весело, поиграем в декаданс". В
общем, скверная история, но ее герои
неприятия не вызывают, наоборот —
возникает чувство жалости,
ощущение фатальной зависимости
человека от времени, в котором он
живет, вернее, выживает, как говорят
сегодня.
Ольга
актрисы Оксаны Бобровской —
хрупкое, изящное, странное
создание, этакая Вера Холодная.
Бесстрастным, редким по тембру,
очень музыкальным голосом она
говорит и о мерзких, и об интимных
вещах. Почти всегда заботясь о быте,
она остается внебытовой, не пошлой,
притягательной.
Владимир
Михаила Воронцова, любя ее, в
холодное и голодное время достает
цветы. Герой по-юношески порывист,
стремителен и несобран, когда надо
принимать решения, но главное —
покорен. Для него любовь — это
добровольное рабство, кажущееся
прекрасным.
В историю
любви режиссер вводит три,
эмоционально нарастающие сцены,
между которыми постоянно
появляется оркестр (актеры — Анна
Миронец, Людмила Бобкова, Александр
Сазонов, Александр Архипов). Этот
оркестр действительно обучен
играть. Но как уродливы (а голоса
Ланца и Собинова все звучат и
звучат) Время и Безвременье! Время,
о котором рассказывает спектакль,
определяют лозунги, призывающие к
активному действию, и бездарная
музыка. Оно движется, несется к
полной разрухе, голоду, нэпу.
Сергей —
актер Игорь Абакумов — не похож на
привычных (в нашем представлении)
военачальников Советов. Он тоже
влюблен и тоже в рабстве у
обстоятельств. Пьет водку в
ресторане с любовницей и братом,
нимало не испытывая комплекса вины.
Наслаждается с таким же
удовольствием, как и
"говно-интеллигенция",
обществом " Баловня муз",
"Прекрасной дамы", "Девушки
с грустными глазами" (актеры
Андрей Шарыпов, Надежда Щетинина,
Ирина Борисова). Все, как у Блока,
только заземлено.
А потом герои
сидят уже вчетвером: любовный
треугольник стал квадратом. На
передний план выходит нэпман
Докучаев (актер Сергей Быков),
который становится фигурой первой
величины: богат, доволен собой, вот
только руки забывает помыть после
уборной да жену дома бьет.
Замедленный
в первом действии ритм спектакля
убыстряется, приближаясь к
неумолимому финалу, становится
более соответствующим нашему
времени. Но говорить о нас еще рано.
Есть в спектакле информация о
статистических данных жертв голода
20-х годов и страшные истории
людоедства. Информация известная,
но и сегодня вызывает содрогание.
Произносится она уже не под звуки
оркестра, но все тем же бодряческим
тоном.
Итак, деньги
отданы голодающим, Ольга звонит
своему верному мужу Владимиру,
сообщая, что сейчас застрелится. И
стреляется — неуклюже, по-бабьи,
смертельно раня себя. Прощальное
свидание, в котором, как оказалось,
героям сказать друг другу нечего…
"Давай вечером умрем весело…"
Человек
зависит от времени или время от
него? Спектакль утверждает, что
скорее всего первое. Время выбирает
своих героев, а потом бросает в тень
жизни.
Театр
сегодня находится в постоянном
поиске современной пьесы,
поднимающей проблемы нашего
времени. Алексей Песегов движение
этого времени нашел в пьесе
Мариенгофа и ощутил его пульс
настолько точно, что остается
удивляться его проницательности.
Российская интеллигенция может
увидеть свое будущее в судьбах
героев Набокова, Блока, Пастернака,
стоит только их перечитать так, как
это сделал Песегов. Похоже, не стоит
завидовать и олигархам: в России
все под Богом ходят и все
возвращается "на круги своя".
Остается
добавить: в 2000 году в Москве
спектакль "Циники"
Минусинского драматического
театра получил национальную премию
в области театрального искусства
"Золотая маска".