издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полезно перечитывать Блока...

Полезно
перечитывать Блока…

Светлана ЖАРТУН

Главным героем спектакля
"Циники" Минусинского
государственного драматического
театра, поставленного по
Мариенгофу режиссером Алексеем
Песеговым, стало время. Оно
отсчитывает почти вековой путь и
проявляет главного исполнителя
истории — человека.

Время само по
себе — категория объективная, а вот
ощущение движения зависит от
жизненных устремлений поколений,
их умения понять, что оно значит в
развитии общества и становлении
каждой отдельной личности. Одним
словом, время становится еще и
понятием философским.

В спектакле
зримый образ времени решен простым
режиссерским приемом: молодые люди
в современной одежде бегут из
глубины сцены к авансцене, бросая
на ходу жестяную банку как атрибут
нашего сегодняшнего дня. Потом они
становятся жителями России первых
лет революции, наступившего нэпа,
начала репрессий. Любят и губят
друг друга. Вновь молодая пара
бежит и бросает банку.

Все приходит
и уходит. Непреходяще лишь
искусство. На протяжении всего
спектакля звучат потрясающей
красоты голоса Марио Ланца, Леонида
Собинова, Писсо и романс на стихи
Гумилева в исполнении современного
Носкова. Музыкальное оформление не
просто полное гармонии благозвучие
— это настроение спектакля, тоска
по любви, которая, как известно,
счастливой не бывает,
эмоциональное выражение
чувственного начала человека.

Чтобы понять,
о чем идет речь в "Циниках",
раскопанных Песеговым, наверное, на
самых дальних библиотечных полках,
необходимо хотя бы кратко
пересказать сюжет.

В одном из
городов России появляется Ольга —
дама с явно декаданским настроем
души. Она выходит замуж за
приват-доцента Владимира: где-то
надо перезимовать. От скуки
устраивается на работу, берет в
любовники брата Владимира — Сергея:
на всякий случай надо иметь
приближенного комиссара. Сергей и
есть большой советский
военачальник. Услышав о страшных
жертвах голода в Поволжье, Ольга
договаривается о цене ночи с
нэпманом Докучаевым. Заработанные
несколькими платными встречами
деньги относит в фонд помощи
голодающим. Потом стреляется.

Вот и все.
Почти как в тексте группы "Агаты
Кристи": "Давай вечером умрем
весело, поиграем в декаданс". В
общем, скверная история, но ее герои
неприятия не вызывают, наоборот —
возникает чувство жалости,
ощущение фатальной зависимости
человека от времени, в котором он
живет, вернее, выживает, как говорят
сегодня.

Ольга
актрисы Оксаны Бобровской —
хрупкое, изящное, странное
создание, этакая Вера Холодная.
Бесстрастным, редким по тембру,
очень музыкальным голосом она
говорит и о мерзких, и об интимных
вещах. Почти всегда заботясь о быте,
она остается внебытовой, не пошлой,
притягательной.

Владимир
Михаила Воронцова, любя ее, в
холодное и голодное время достает
цветы. Герой по-юношески порывист,
стремителен и несобран, когда надо
принимать решения, но главное —
покорен. Для него любовь — это
добровольное рабство, кажущееся
прекрасным.

В историю
любви режиссер вводит три,
эмоционально нарастающие сцены,
между которыми постоянно
появляется оркестр (актеры — Анна
Миронец, Людмила Бобкова, Александр
Сазонов, Александр Архипов). Этот
оркестр действительно обучен
играть. Но как уродливы (а голоса
Ланца и Собинова все звучат и
звучат) Время и Безвременье! Время,
о котором рассказывает спектакль,
определяют лозунги, призывающие к
активному действию, и бездарная
музыка. Оно движется, несется к
полной разрухе, голоду, нэпу.

Сергей —
актер Игорь Абакумов — не похож на
привычных (в нашем представлении)
военачальников Советов. Он тоже
влюблен и тоже в рабстве у
обстоятельств. Пьет водку в
ресторане с любовницей и братом,
нимало не испытывая комплекса вины.
Наслаждается с таким же
удовольствием, как и
"говно-интеллигенция",
обществом " Баловня муз",
"Прекрасной дамы", "Девушки
с грустными глазами" (актеры
Андрей Шарыпов, Надежда Щетинина,
Ирина Борисова). Все, как у Блока,
только заземлено.

А потом герои
сидят уже вчетвером: любовный
треугольник стал квадратом. На
передний план выходит нэпман
Докучаев (актер Сергей Быков),
который становится фигурой первой
величины: богат, доволен собой, вот
только руки забывает помыть после
уборной да жену дома бьет.

Замедленный
в первом действии ритм спектакля
убыстряется, приближаясь к
неумолимому финалу, становится
более соответствующим нашему
времени. Но говорить о нас еще рано.
Есть в спектакле информация о
статистических данных жертв голода
20-х годов и страшные истории
людоедства. Информация известная,
но и сегодня вызывает содрогание.
Произносится она уже не под звуки
оркестра, но все тем же бодряческим
тоном.

Итак, деньги
отданы голодающим, Ольга звонит
своему верному мужу Владимиру,
сообщая, что сейчас застрелится. И
стреляется — неуклюже, по-бабьи,
смертельно раня себя. Прощальное
свидание, в котором, как оказалось,
героям сказать друг другу нечего…
"Давай вечером умрем весело…"

Человек
зависит от времени или время от
него? Спектакль утверждает, что
скорее всего первое. Время выбирает
своих героев, а потом бросает в тень
жизни.

Театр
сегодня находится в постоянном
поиске современной пьесы,
поднимающей проблемы нашего
времени. Алексей Песегов движение
этого времени нашел в пьесе
Мариенгофа и ощутил его пульс
настолько точно, что остается
удивляться его проницательности.
Российская интеллигенция может
увидеть свое будущее в судьбах
героев Набокова, Блока, Пастернака,
стоит только их перечитать так, как
это сделал Песегов. Похоже, не стоит
завидовать и олигархам: в России
все под Богом ходят и все
возвращается "на круги своя".

Остается
добавить: в 2000 году в Москве
спектакль "Циники"
Минусинского драматического
театра получил национальную премию
в области театрального искусства
"Золотая маска".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры